Больше рецензий

14 апреля 2024 г. 17:19

241

5 Исследуя запах

В отличие от многих других явлений внешнего мира запахи почти не обладают в нашей культуре самостоятельными отчетливыми смыслами или символами. Свои более или менее распространенные смыслы они получают, как правило, за счет носителя или источника запаха. Только в случае разделения на вонь и запахи наблюдается образование устойчивого смысла, но скорее символического, чем смыслового характера.

В этой истории запах не просто важная деталь, это полноценный герой истории. Жан-Батист Гренуй не просто имеет тонкий нюх, что уже само по себе было бы примечательной деталью, этот нюх для него как зрение, как костюм, как слова, как обличие. Здесь запах как художественная категория расширяется и включает в себя новую семантику.

Этот роман действительно о необычном человеке. С какой-то стороны он недочеловек без собственного запаха, с другой - сверхчеловек с уникальным острым нюхом. Небанальная криминальная история о стремлении к власти над остальными людьми. И Патрик Зюскинд мастерски обнажает сложность главного героя, вызывая по отношению к нему разные чувства. И чем дальше, тем больше грань между реальностью и безумием героя становится все более тонкой. Пока все не кончается так, как кончилось. Спойлер: все закончилось жёстко.

В пространстве этого произведения иметь запах - значит обладать смыслом, значит быть частью мира, быть включенным в связь с остальными объектами мира. И даже более того - быть больше самого себя. Так духи Гренуя, распространяясь дальше своего носителя, как бы продлевали его в пространстве и приводили к соприкосновению с другими носителями запахов.

Запахи также служат метафорой для поиска смысла жизни и идентичности главного героя, который стремится к идеальному аромату на своем пути к самопознанию и признанию своего существования.

Отсутствие запаха у главного героя как символ

Точно так же как иметь запах - значит обладать смыслом, не иметь запаха - прямо противоположно. За счёт этого герой как будто то бы вообще не отождествляется с человеком. В итоге отсутствие запаха у Гренуя становится источником его экзистенциального кризиса, непонимания того, кто он такой.

Запахи как костюмы

Отсутствие своего запаха у Гренуя и его понимание в необходимости этого аромата, привело его к созданию некого гардероба парфюмов, которые были бы не просто духами, но и наделяли бы его запахом человека, т.е. наделяли его нужным смыслом. Точнее, образом, маской смысла. Так запахи берут на себя семантику костюма и наготы героя.

Как нагой человек, человек без костюма — социально не значим (голое тело почти асемиотично, оно может выдавать только сведения о поле, возрасте и физической силе человека), так и в романе человек без запаха вызывает тревогу, отторжение и непонимание общества.

Однако, если у наготы перед костюмом есть преимущество в своей естественности, то у запахов все иначе - ничем не пахнуть наоборот противоестественно.

Своеобразное парфюмерное переодевание Гренуя можно соотнести со сменой одежды. И смыслы здесь такие же. Гренуй меняет ароматы в соответствии с тем, какое влияние стремится оказать на окружение. Меняет социальный статус, свой характер, привлекательность, и т.д.

Уродливость снаружи

Но помимо запахов в тексте неоднократно подчеркивается и внешность Жана Батиста, его многочисленные шрамы от болезней, горб, и в целом непривлекательный внешний вид. Да, это соответствует его внутреннему нездоровому состоянию. Но интересен был так же и тот момент, когда некоторые косметические трюки усовершенствовали его парфюмерную маску, практически сделав из него на вид нормального обычного человека.

Уродливость служит и своеобразным контрастом с его искусством создания красоты, парфюмов, что приносят восторг и восхищение окружающих; и с внутренним конфликтом желания создавать красоту и внешней/внутренней деформацией.

Убийца и вор

Хотя точнее было бы сказать о желании не создавать красоту, а обладать ею. Ведь Жан Батист не только убийца, он в первую очередь вор, который пойдет на все, чтобы заполучить желанный запах, а с ним и власть этого аромата над людьми.

Некоторая нечеловеческая, проклятая, природа Гренуя символически отражается в том факте, что практически все люди, которые эксплуатировали его ради своей выгоды - плохо кончили. И в том, что тот самый совершенный аромат, который он отнимал у девушек - не имел имени, определения и точного описания, так как никто из людей никогда не ощущал этого аромата, не описывал его. Ибо это что-то за пределами способностей человека.

Подводя итоги, могу сказать, что Парфюмер - это не просто интересная криминальная история, психологический триллер, это в первую очередь потрясающее исследование ароматов, одержимости, стремления к совершенству и к власти, написанное объемным живым слогом и получившее качественный перевод. 10/10

o-r.jpg