Больше рецензий

14 апреля 2024 г. 19:42

119

4 Спойлер "Не роман, не рассказ, не повесть, не поэма, не воспоминания, не мемуары, не лирический дневник… Но что же? Не знаю!"

Катаев создаёт свой собственный жанр, который он определяет как "мовизм" (от французского - mauvais "плохой", "неприличный"). Это не повествование, а ассоциативное изложение, исключающее хронологию - в каком порядке вспомнилось, в том и записалось.
В тексте содержатся рассуждения о различии повествования и изображения.
Хочу запомнить это впечатление от книги, о мастерах слова, о поэтах и писателях, для которых метафора была богом, о людях, которые жили одним воображением! И эпизод о возникновении творческого дуэта Ильф и Петров, о замысле "Двенадцати стульев". И советы Ключика (Ю. Олеша) о правильном использовании метафор, о подаренной Катаеву метафоре "голубые глаза огородов". А Есенин какой узнаваемый в Королевиче! Так и представляешь, как он зовёт приятелей махнуть в Рязань к маме, или среди ночи рвется бить Зинке морду! К сожалению, мне не так много личностей удалось идентифицировать самостоятельно.
Опять же вспомнился роман О. Форш. Сумасшедший корабль. Только в её романе про питерскую жизнь творческой богемы и тоже у героев вымышленные имена.
Что касается Алмазного венца Катаева.
Отсутствие хронологии создаёт эффект беседы, иллюзию живых воспоминаний, которые возникают одномоментно, без правок, без переписывания на чистовик.
Вот мне интересно, сейчас люди знают столько стихов на память, собираются ли, встречаются ли, читают ли друг другу свои произведения или хотя бы чужие?
Катаев цитирует тексты своих современников по памяти, не обращаясь к источникам, все произведение пронизано строками его героев. В целом создаётся впечатление, что поэзия и творчество были единственным возможным для них способом существования - их жизнью.
А ещё я запомню грустные, прозвучавшие с болью утраты, самые последние строки о товарищах по творческому цеху, с которыми он мог проститься только в своём воображении, гуляя по заколдованному парку Монсо, обретающему черты Переделкино, и запечатлеть их навеки в своей и нашей памяти в виде сияющих статуй космического происхождения...
Это было прекрасно!