14 октября 2014 г. 00:02

548

4

Паулина Гейдж "Искушение богини"
Роман «Искушение богини» - художественно обработанная биография царицы Хатшепсут, единственной в истории Египта женщины-фараона, одной из самых просвещенных женщин в истории Древнего мира.
Одним из несомненных достоинств книги является скрупулезность автора в изображении Древнего Египта. Боги и дары в святилищах, коронация с подробным описанием пиршества, быт – всё описывается в мельчайших деталях. Это внимание к деталям, тяга к историчности чувствуется во всем – от описания одежды, дворцового этикета до тонкостей архитектуры.
Сильный ветер, несущий песок, влияет не только на уклад жизни египтян, но и воздействует на их сиюминутное настроение. Египтяне в своей повседневной жизни вообще были зависимы от природных явлений – от погодных условий до небесных явлений, и дело не только в песчаных бурях или разливах Нила. Весь окружающий мир, являющийся царством Ра, передает настроение богов. А египтяне всегда чтут и чувствуют своих богов. Устройство ветроуловитель – вещь обычная для египтянина и совершенно непривычная нам, восковые конусы с благовониями на головах пирующей знати – еще одна дань богам – при чтении все эти «диковинки» воспринимаются естественно И это несомненная заслуга автора – не заостряя внимания на необычном, суметь погрузить в ту эпоху, передать повседневную атмосферу.
Удалось передать глубину силы и власти фараона. Фразы из теста «Бог – это я» не оставляют сомнений в убежденности, что фараон – дитя бога, бог на земле.
Из символов власти чаще упоминается плеть и крюк. Но не на них держалось правление Хатшепсут, оно покоилось на любви людей к родине, к Египту, живым воплощением которого в тот момент и выступала Хатшепсут.
Последняя глава романа, без сомнения, одна из самых удачных – в ней почти нет описаний, динамизм повествования достигает максимума, подводя к логической развязке.

Основная линия романа – царица, ставшая царем вопреки всем традициям и условностям. Любовная линия выведена сжато. Любовь великой царицы так и осталась тенью.
Роман больше ориентирован на женщин, нежели чем на мужчин. Хотя даже женщина немного устанет от повторов в описании пышных царских одеяний.
Приятно, что описание культа богов было ненавязчивым. Есть у автора такой прием: введение в текст бесед фараона и бога. Читаешь, и становится ясно: велика власть фараона, ибо он одновременно – и представитель богов на земле, посредник между мирами, и сам – равноправный бог.
Резюмируя:
Мечта о троне, трон, борьба, чтобы удержать двойной венец.
Тутмос (оба: отец и сын), Хатшепсут – это одна чаша весов.
Сенмут, Неферу-хебит и Неферуру – другая. Перевешивает сила и власть. Таков сюжет.
Боги и люди, вера и труд, любовь и долг – всё погружено в атмосферу древнего Египта. Таков антураж.
Не стоит ждать от романа подробного развития любовной линии. Великий архитектор Сенмут – скорее тень великой правительницы, чем пусть и поздно, но заслуженно принятая награда для исстрадавшейся женщины. Искушение богини происходит скорее властью, нежели любовью. Таковы чувства.
А воссозданные авторов характеры героев показались весьма удачными, так что желание поискать вымысел в исторических реалиях, не возникало. В целом этот роман неплох для знакомства с древним миром и его яркими легендами. Таково впечатление.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!