Больше рецензий

SollyStrout

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 апреля 2024 г. 20:51

60

3.5

В данном сборнике трилогия, главным героем которой является Вилфред Саген, родившийся в начале 20 века в богатой семье.
Первый роман трилогии «Маленький лорд» - это роман о взрослении героя, о становлении его личности. Описывается судьба Вилфреда с ранних лет и до подросткового возраста. Мальчик растет в кругу любящей, хоть и странной семьи. Мать, которая рано стала вдовой. Дядя, любящий, но критически относящийся и к воспитанию мальчика, и к его выходкам. Тётя, которая является женой родного дяди, тоже одинокая.
Маленьким лордом называет мальчика мать. Она видит в нем прекрасного ангелочка с длинными локонами. Таким он и предстает перед окружающими. Но нам автор рисует и его внутренний мир. Как говорят родные: «Он у нас ранний». Буквально с пяти лет его сексуальность рвется наружу. Рано он начнет употреблять алкоголь. Он искусно выстраивает свои действия и слова, чтобы угодить всем вокруг. А внутри него бушуют страсти. В итоге близких отношений особо ни с кем нет. Даже когда он серьезно заболел от переохлаждения, он стал имитировать потерю голоса, так как ему не хотелось ни с кем говорить. И только опытный врач смог это увидеть и достучаться до него. Мальчика беспокоит история отца. Ничего не зная о нем, Вилфред буквально чувствует, что многое в нем от отца: и его сексуальные стремления, и его душевные метания. Позже мы узнаем, что отец изменял жене, имел еще одного сына, ушел из жизни самостоятельно.
Стараясь дома держать себя в рамках, Вилфред куда-то убегает и буквально совершает преступления. Начинается все с невинных разборок с местной детворой, чтобы избежать травли и показать свой авторитет. Но заканчивается все связями с преступным миром.

Автор великолепно отразил внутренний мир героя, его анализ других людей, его продуманные ходы, чтобы добиться своего, неспокойный характер мальчика. В конце мы видим, что Вилфред убегает от мошенников, заманивших и ограбивших его. И хоть в этой ситуации он жертва, но мы четко видим, что бежит юноша от себя.

Второй роман трилогии «Темные источники» описывает судьбу уже совершеннолетнего юноши. Вилфред живет самостоятельной жизнью. Его женщина – вовсе не представительница его круга, а из мира доступных дам. Вилфред, с детства занимавшийся музыкой, старается развивать свои художественные и писательские навыки. Но здесь на первое место выходит не сюжет, не история жизни, а сплошные психологические метания человека. Сложно быть внутри них, сложно увидеть их причину. Взрослый юноша не расстается с тенью отца, его беспокоит существующий где-то брат. А мир вокруг слишком сильно меняется. Идет Первая Мировая Война. Люди ограничены в продуктах питания. Но это не касается ни юноши, ни его семьи. А вот изменения в обществе на лицо. Садовник, например, уже занимается своим садом в свое удовольствие, а достаток получает другим способом. Аристократы уходят на второй план, и это Вилфред не очень принимает, хотя почти все свое время проводит в самом низу общества.

В самый гадкий момент, когда его приятели-преступники его поймали и потребовали вернуть украденное, на миг появляется Мириам, девушка из прошлого, с которой он учился музыке. Именно она как видение появится и в конце романа, когда герой опять будет куда-то бежать. Именно Мириам появится в третьем романе трилогии «Теперь ему не уйти». И даже часть повествования будет идти от ее имени. Мириам – еврейка, а в мире Вторая мировая война. В стране начались гонения, и она стремится перейти границу.

Сам Вилфред помогает людям перейти границу. Так он ищет себя.

...значит, правда, что куда ни глянь — все прогнило, значит, в каждом механизме имелось свое ненадежное звено. И правда, в силу того, что сам он был ненадежным звеном во всех цепях, куда вставляла его жизнь, он стал играть спасительную роль посредника... Он невольно улыбнулся этой мысли — один в ледяном царстве: кто он, падший ангел? Пусть так!..

Одновременно он дружит с немецким офицером Морицем. Он называет его своим братом, так как они схожи. А для людей во время войны это уже измена. Мориц совершает самоубийство. Приближается конец войны. Заканчивается роман опять тем же побегом героя. Но после победы его неоднозначные связи ему не простят.
И револьвер опять выстреливает...

Не было бы войны, прожил бы Вилфред счастливую цельную жизнь? Не думаю. Здесь дело не в окружающем мире. Герой за свои сорок с небольшим лет пообщался с разными людьми, его бросало из одного пламени в другое. Вот его мысли о своем родном брате

уж одно смутное это родство пугало меня. Оно делало меня сентиментальным... словом, он угрожал моему одиночеству — ты же знаешь, я хотел, чтобы оно было полным...

Слишком много самоубийств схожих по характеру людей. Одна сплошная психопатия. Сопереживать герою не хочется.
Вот что говорит о нем Мириам, любившая его с детства

И ведь я знала, что безупречная правильность его черт, пронизывавшая весь его облик гармония скрывали недобрый, беспокойный дух. .. Да он и вообще глумился над чем угодно, даже над музыкой, которую боготворил, над всем искусством, которому поклонялся. Одновременно боготворил и глумился.

Чувствуется, что в герое сидит что-то темное, но направлено оно на самого Вилфреда. И автор прекрасно передал внутренние метания человека, который не нашёл ни места, ни покоя в жизни лишь из-за своего внутреннего врага.