Больше рецензий

19 апреля 2024 г. 01:28

114

4 Восток - дело тонкое

Это замечательная, интересная, неотпускающая история мести; мести локальной, не уровня  Александр Дюма - Граф Монте-Кристо  но все же достойно, не без изобретательности, отыгранной. Мотив о порочных маленьких говнюках, прикидывающихся умными детками из благополучных семей, не является чем-то новым или характерным какой-то определенной культуре, тут автор не сказала ничего выдающегося, хотя ученик А. по уровню поехавшей крыши местами прямо заставлял удивленно присвистнуть. Но корень всех бед, согласно мемам про психотерапевтов, кроется в родителях, а с поправкой на японские традиционно-патриархальные воспитательные практики, в матерях. В этой истории их три, главная героиня, Юко Моригути, и матери ученика А. и ученика B. Госпожа Моригути, условный протагонист, описано наиболее ярко. Рефлексируя на тему, почему я не могу поставить произведению наивысшую оценку, я пришла к выводу, что не понимаю всей логики действий героини, очевидно потому, что не понимаю какого-то важного культурного контекста.

Нет, в ситуации с местью своим ученикам, я считаю ее в своем праве, хотя первая часть плана была настолько абсурдной, что я до последнего не верила, что она всерьез, не блефует. Поганцы убили ее дочь, единственного близкого и дорогого ей человека. По всей вероятности, она хорошая мать, хотя старается не избаловать ребенка и придерживается строгих принципов, сразу чувствуется - педагог. Однако в отношении мужа она проявляет просто поразительную глухоту и слепоту. Она злится на него за то, что в ситуации мести он стал на сторону учеников, а не их дочери; однако единственное, что он для их дочери сделал - это поучаствовал в зачатии. Прежде чем слиться, он рассказал слезную сказку про то, что боится испортить жизнь ребенку тем, что смертельно болен и обладал сомнительной репутацией в юности. Однако буквально на следующей странице выясняется, что он местная знаменитость с целой армией поклонников - то, как он поступил с Юко и Манами, называется "бросить семью", а вовсе не благородством. И Юко, которая видит скрытые мотивы и страсти и в своих учениках, и в их родителях, не способна разглядеть гнильцы в поступках своего мужа в отношении своей дочери. Да и вообще никто из знающих эту семейную историю не видит в поступках мужа никакой проблемы. Мать плохо следила за дочерью, быть матерью-одиночкой - вообще позор и клеймо, но никому и в голову не приходит, что у ребенка может быть отец, который может тоже нести ответственность.

Было интересно читать про мать ученика А, гениальную ученую, вынужденную похоронить свою научную карьеру из-за рождения ребенка. Читатель-то сразу понимает, что ребенок тут не при чем и уж точно не в 21 веке женщине-карьеристке жаловаться на недостаток возможностей. Поведение матери по отношению к сыну, разумеется, полный неадекват, но нам, к сожалению, не показывают, зачем она вписалась в этот сомнительный брак с бизнесменом средней руки из захолустья, которого, очевидно, никогда не любила, и сама загнала себя в ловушку. Почему не забрала сына (или, как вариант, не бросила младенцем) и не ушла, хотя возможностей для этого, судя по всему, было предостаточно? Ее голоса в этой истории очень не хватило, на самом деле.

Третья мать, мама ученика B, является типичной яжматерью и среди всех этих персонажей была мне неприятна больше всех. По-моему мнению, таким людям нельзя заводить детей вовсе, хотя как будто настолько нездоровое отношение она проявляла исключительно к сыну. Дочери скорее были мебелью или разумными куклами, которых нужно было запрограммировать на рожание в борщ и прочие консервативные ценности ЖГС.

Большим плюсом автору отмечаю тот факт, что все герои действительно говорят (и думают) разными голосами.