Больше рецензий

S. Vadim (VadimSosedko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2024 г. 10:20

112

4 Загадочное продолжение невероятной истории.

Всем, кто читал великий роман "Сто лет одиночества", думаю запомнились одни из персонажей, юная Эрендира и её алчная и ненасытная бабушка - монстр. Маркес буквально в нескольких предложениях сумел рассказать всю необычную их историю. Тем же, кто пока ещё не знаком с романом, думаю, будет кстати прочесть отрывок из него.

"Вместе с Франсиско Человеком в Макондо пожаловала женщина — такая толстая, что её несли в качалке четыре индейца, — и молоденькая мулатка беззащитного вида, она держала над женщиной зонтик, закрывая её от солнца». <…> «Девушка молча выразила ему свою признательность. Кожа у неё плотно обтягивала ребра. Спина была стёрта до крови. Дыхание — тяжёлое и прерывистое из-за глубокого изнеможения. Два года тому назад очень далеко от Макондо она заснула, не погасив свечу, а когда проснулась, вокруг полыхало пламя. Дом, в котором она жила вместе с воспитавшей её бабкой, сгорел дотла. С тех пор бабка водила её по городам и селениям и за двадцать сентаво укладывала в постель с мужчинами, чтобы возместить стоимость дома. По подсчётам девушки ей предстояло жить так ещё около десяти лет, принимая по семьдесят мужчин за ночь, ведь, кроме выплаты долга, надо было ещё оплачивать дорожные издержки, питание, а также индейцев-носильщиков."

Роман был написан в 1967, а спустя 5 лет, в 1972 году, писатель вновь вернулся к этим персонажам, расширил эту историю и преподнёс миру очень неоднозначную и противоречивую повесть. Возникает естественный вопрос: "Зачем?" Именно этот вопрос и сверлит мой мозг. Прочитав эту повесть, я до сих пор не могу на него ответить. Видимо, правы те, кто ставит мерой таланта писателя умение ставить вопросы, а не давать нам готовые ответы. Маркес, в этом случае, безусловно, вершина.

Итак, лишь три главных действующих лица.
Бабушка - этакий монстр, не имеющий ни чувств, ни давления прожитых лет, лишь озабоченная собственной персоной, которая, кстати, пережила очень бурную молодость.
Эрендира - незаконнорожденная 14- летняя внучка её сына, которая целыми днями и ночами ухаживает за бабушкой, выполняя просто беспрекословно любую её прихоть. В общем, современная Золушка.
Улисс - как и должно быть, молодой и отважный герой - любовник, способный на всё, ради любимой.
Вот, собственно, и всё, остальное есть лишь кружево, сплетённое писателем.

Сюжет описан уже был в романе, а Маркес лишь его развил. Конечно я не собираюсь вам его пересказывать и лишать удовольствия (либо неудовольствия) собственного познания и вхождения в этот маняще - отталкивающий, но всё равно необычайно талантливый мир. Скажу лишь то, что мне многое непонятно, многое совершенно не близко и кажется просто надуманным. Маркес будто специально ставит такие картонный декорации, которые не выдерживают здравого смысла. Маркес специально убеждает нас в том, что просто не может быть. Маркес заранее подготавливает нас к единственному явному и давным - давно избитому веками в литературе и фольклоре финалу. Так для чего же? Ведь не может столь яркий и талантливый писатель вернуться спустя пять лет к уже выведенной им теме, дабы её просто ввести в область сказочного абсурда! Единственным логическим моим ответом, пожалуй, будет то, что нам даётся эта повесть как малая часть того непонимания всего мира, который просто НЕОБЪЯСНИМ, как бы мы не пытались его привести к общему знаменателю.

А потому, прочтите эту небольшую повесть.
А потому не сравнивайте своё восприятие её с чужими.
А потому лишь наслаждайтесь этим безбрежно разнообразным миром, что дан нам.
А потому цените каждую фразу, каждое предложение великого кудесника образов и слов ГАБРИЭЛЯ ГАРСИА МАРКЕСА.

Человек, который знает, как обрести прощение, уже наполовину обретает место в раю.