Больше рецензий

Deuteranomy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2024 г. 11:42

270

4.5 Нельзя, чтоб страх повелевал уму; // Иначе мы отходим от свершений

Историю литературы невозможно представить без «Божественной комедии» Данте Алигьери, итальянский поэт не просто написал эпохальные тексты, но и показал всему человечеству, как о своих чувствах можно написать так, чтобы это потом читал весь мир.

Сила поэтического мастерства Данте настолько безгранична, что он буквально одной книгой создал современный литературный итальянский язык. Силы воздействия на культуру своей страны Данте ничем не уступает Шекспиру, который своими текстами до неузнаваемости изменил английский язык.

o-r.jpg

Данте Алигьери — итальянский поэт, мыслитель, общественный деятель, родоначальник современного итальянского литературного языка и, конечно, автор «Комедии». Прилагательное «божественное» добавил к этому тексту один из его первых исследователей, поэт Боккаччо. В «Комедии» Данте представляет нам итог развития средневекового мировоззрения, но одновременно с этим и создает новый тип героя — человека эпохи Возрождения.

«Комедия» — это еще великий текст о любви. Данте и Беатриче. Судьба Данте очень показательна для всей Италии того времени. Он получил прекрасное образование, стал одним из самых активных политических деятелей родной Флоренции, но, когда его партия проиграла политическую борьбу, он вынужден был покинуть родину и так никогда больше не вернулся.

o-r.jpg

Главную любовь Данте в тексте «Божественной комедии» зовут Беатриче. У нее есть настоящий прообраз — Беатриче Портинари, итальянская девушка, жившая во Флоренции по соседству с Данте. Они разговаривали только два раза в жизни. Он был сражен ее красотой, называл ее дочерью Бога, но не решился завязать дружбу. В 23/24 года она скоропостижно умерла, превратившись для Данте в путеводную звезду на всю оставшуюся жизнь.

В своей «Комедии» Данте наделяет Беатриче предельной святостью, помещая ее в «райскую розу», высшую часть Рая. Рассказывая, по сути, глубоко личную историю, Данте ни на секунду не забывает, что пишет литературный текст — в этом особенность «Комедии»: она одновременно автобиографическая исповедь и эпос, путешествие через весь мир.


Особенность «Комедии»

В своем путешествии Данте постарался изобразить сразу три уровня бытия: личную драму, историю общества и устройство природы. Главный голос принадлежит самому Данте. В литературной традиции Европы еще никто не обладал настолько ярко выраженной авторской позицией по отношению ко всему миру.

Проходя сквозь круги ада, Данте, не стесняясь, выдает собственные оценки всем тем, кого встречает на своем пути. Причем оценки подчас очень резки. Кого-то, по мнению Данте, должна бы ждать еще более ужасная участь, о других можно было бы поднять выше в структуре ада. Данте здесь осмеливается сомневаться в справедливости божественного распределения грешников в аду — такое просто невозможно представить в мире средневековой литературы.

o-r.jpg

«Божественная комедия» состоит из 3 частей, «кантик», в соответствии с тремя этапами путешествия Данте: от ада к чистилищу, оттуда — в рай. Главное число всей поэмы — цифра «3». В каждой кантике 33 песни, кроме ада, там их 34 — тем самым Данте показывает порочность и злонамеренность этой части мира. Но благодаря этой лишней песне общее число доходит до ста.

«Комедия» начинается с того, что главный герой потерялся в лесу на середине своего жизненного пути, что для Данте значило 35 лет. В лесу он встречает льва, волчицу и пантеру. Звери являются аллегориями человеческих страстей: лев — властолюбие, волчица — корысть, пантера — похоть. Причем здесь опять же тройной смысл: сам Данте сбился с пути, все итальянское общество погрязло в хаосе, и сама человеческая душа затерялась во грехе.

Направление движения Данте: от темного хаоса ночи через тьму к постепенному пробуждению в чистилище и сияющей яркости рая. Вергилий в поэме — олицетворение разума, но он не является главной движущей силой, потому что отправил его на это путешествие Беатриче, символ любви. Любовь есть та сила, которая спасет Данте.

o-r.jpg

Проводник Данте, Вергилий, появляется в тексте неслучайно. Эта символическая встреча христианства и античности. Эпоха Возрождения заново переоткрывает для себя античный мир, и Вергилий становится символом классической культуры Европы. Забавно, но Данте изначально никуда не хочет идти. Вергилию приходится буквально уговаривать его пойти за ним.


Ад

o-r.jpg

При входе в ад Данте и Вергилия встречает знаменитая надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Как выстроены грехи в аду по Данте? Чем больше материальный характер носит грех, тем меньше за него наказания, а чем глубже преступление вторгается в душу, тем страшнее кара.

На девятом кругу ада Данте и Вергилий встречают Люцифера, того, кто был создан благородней, чем все творение. По преданию, Люцифер, ближайший к Богу ангел, порвавший с ним в связь, что привело его к падению с небес. Нарушив доверие, Люцифер из самого прекрасного творения превратился в самое ужасное — он совершил первый грех, который ведет ко всем остальным несчастьям этого мира. Сама его имя, Люцифер или «светоносец», говорит о былой красоте этого существа.


Чистилище

После того как они преодолевают Ад, Данте и Вергилий выходят в горящее Чистилище, состоящее из семи кругов. Круги соответствуют библейским смертным грехам. Около горы у Данте на лбу отпечатываются семь латинских букв «P», что значит семь смертных грехов, от которых необходимо очиститься для возможности попасть в рай.

Градация кругов чистилища следующая: первый, второй и третий круги представляют собой любовь к чужому злу (зложелательство, гордость, зависть, гнев); четвертый круг представляет собой недостаточная любовь к истинному благу (уныние); пятый, шестой и седьмой круги — чересчур сильная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). После каждого круга ангел смахивает крылом одну из букв «P» на лбу Данте. В Аду Данте оставался во многом наблюдателем, но в Чистилище он уже становится участником разворачивающейся драмы.

Какие цели есть у Чистилища? Во-первых, отвращение души от неупорядоченного стремления к земным благам и направление к Богу как к окончательной цели. Во-вторых, искупление грехов. В-третьих, освобождение души от порока и несовершенства. В Чистилище попадают те, кто успел покаяться в грехах при жизни, но не успел их искупить.


Рай

o-r.jpg

После Чистилища Вергилий передает Данте Беатриче, что вход в рай закрыт. Здесь меняется смысловое содержание пути Данте: на место этики души, определяющей место человека в Аду в зависимости от его порочных заслуг, приходит эстетика души, определяющая положение в раю по степени большего или меньшего восприятия и отражения красоты божественного света. Появляется третий проводник — Бернард Клервоский, христианский мистик XII века, чье особое созерцание Данте ценил даже выше божественной мудрости Беатриче. Рай для Данте — это возможность любить.

«Все, что умрет, и все, что не умрет. // Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий // Своей любовью бытие дает». (Перевод М. Лозинского, Рай, песнь тринадцатая, 52)

Последнее, что видит Данте в Раю — розу блаженных. Беатриче здесь оставляет Данте, чтобы занять свое место и его последним проводником становится Бернарl Клервоский.

Путешествие Данте окончено. Поэма потребовала от него вдохновения поэта, мудрости философа, знания ученого и интуиции пророка. Он рассказал миру о своих странствиях, показав путь спасения души и движение любви.

o-r.jpg




Комментарии


Отличная и очень зрелищная рецензия!


Благодарю!)