Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2024 г. 13:34

1K

3

«Лица стерты, краски тусклы…»

«Не было смысла и воздуха»

Когда несколько сотен людей на автомобилях заперты в тоннеле под рекой, а освещение перешло на резервный режим. Вот тут-то и начинается история Яны Вагнер, которую она писала 5 лет.

Одни люди ехали с загородных дач после выходного дня в свои московские квартиры, другие работали и везли разные разности в магазины и на базы города. Полицейские везли преступника. Ехали домой чиновники, рабочие, педагоги, инженеры, учителя, гастарбайтеры на работу. И вдруг передние и задние ворота тоннеля закрылись, опустились решетки, преграждавшие доступ к воротам. И все. Начались метания людей и борьба за выживание.

Вагнер написала роман, в котором пытается воссоздать, смоделировать возможное поведение людей, членов нашего сегодняшнего общества в ситуации изолированного пространства, в экстремальной ситуации.

На мой взгляд получилось не очень. Я изучал страницу за страницей, переходя то на прослушку, то на чтение и понимал, что не так поведут себя люди в подобной ситуации в первые сутки. Над авторкой довлел опыт прочитанных книг романов-катастроф.

Получилось, что люди организуются только тогда, когда есть сила их организующая. Люди самоорганизуются сразу. Находится костяк, в нем выявляется лидер, специалисты, обслуживающий персонал. У отдельных представителей в чрезвычайных обстоятельствах проявляются лучшие качества, которые в обычной жизни не заметны, другие оскотиниваются. В книге Вагнер почти все персонажи ходульны и неестественны.

Еще в книге мат-перемат, очень много мата. И в очередной раз становится понятно, что это слабейший ход. Писательница не смогла справиться со сложной задачей передать колоссальное напряжение, в которое погружены тоннельные страдальцы. И потому пошла по простому пути выразить эмоции героев через нецензурную брань.

Когда-то были кабинетные писатели, которые, не владея собственным жизненным опытом выезжали «в поля» там учились жизни, чтобы отразить на бумаге. Сейчас романы пишут девочки, не овладевшие никаким опытом (разве что менеджера в какой-то фирме), кроме своего кабинета ничего не видевшие. Учат нас уму-разуму.

Сейчас мы читаем сотни, тысячи положительных и восторженных отзывов, видим массу ссылок на эту книжку, – потому что она коммерческий проект. Цель которого всем известна и понятна.
Жалко потерянного времени.
Больше ничего.