Больше рецензий

20 апреля 2024 г. 13:48

176

3.5 «Меня можно погубить, но меня нельзя купить»

Сам Гюстав Флобер отозвался о своей героине следующим образом: «Госпожа Бовари – это я!». Это высказывание крайне пугает после прочтения книги, ведь, по сути, автор сравнил себя с одним из самых отрицательных образов во всемирной литературе. Знакомьтесь, Эмма Руо, дочка местного фермера, молодая девушка, перечитавшая любовных романов, и по совместительству избалованнейшая из мещан. Обычная провинциальная жизнь ее совсем не устраивает: ей подавай кадрили, апельсины, Париж... Несмотря на свои потаенные желания, Эмма соглашается выйти замуж, но не за какого-нибудь виконта или маркиза, а за простого врача, искренне веря в то, что это настоящая любовь. Однако, суровая реальность слишком быстро дает о себе знать, и мадам Бовари в конечном итоге придется осознать свою фатальную ошибку.

Не спорю, что книга написана просто мастерски. Для меня она стала самым настоящем кладезем информации о быте жителей небольшого французского городка, чего только стоят описания их повседневных нарядов. Я чувствовала себя прямо-таки какой-то швеей, разузнавая все новые и новые типы тканей и атрибутов одежды. Видно, что Флобер копал достаточно глубоко, прописывая своих персонажей. Они ощущаются такими реальными, просто до невозможности, будто бы между мной и героями и нет никакой разницы в несколько столетий, но это можно объяснить тем, что Гюстав Флобер взял за основу романа историю, произошедшую с его современниками в действительности. В общем, судя по тому, как мне хотелось проехаться обухом по каждому действующему лицу, Флобером в любом случае была проделана отличная работа.

Но эта работа оказалось настолько отличной, что кроме негатива книга практически ничего больше не вызывает. Мадам Бовари просто ужасна, капризна; то, как она поступает по отношению к своему мужу, и то, как муж "хавает" такое отношение к себе из раза в раз – увольте. Между великодушием и слабохарактерностью есть большая разница, и месье Бовари самый что ни на есть слабохарактерный человек, как и его любимая женушка. Эмма только и может, что идти на поводу своих эгоистических желаний, но даже когда она получает желаемое, ее все равно это не устраивает. Шарль только и может, что потакать желаниям Эммы, вне зависимости от того, насколько они благоразумны, абсолютно не замечая очевидных вещей. Эмма и Шарль действительно два сапога пара; оба живут в каком-то своем, отдаленным от реальности, мире.

Всю книгу я надеялась, что сейчас уж точно появится кто-то, кого можно будет назвать голосом разума и вправит всем мозги, этакий Стародум, что заговорит идеями автора, но, как выяснилось, отсутствие положительных героев и представляют собой идеи автора. Флоберский скепсис поистине беспощаден, как и его детерминизм, который писатель отразил в судьбах персонажей. Скажу так, жаль мне было только дочку непутевых супругов, но не то, чтобы я сильно обрадовалась концовке. С одной стороны "да воздастся каждому по делам его", но с другой – "не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла". Обобщаю: несомненно, Мадам Бовари – произведение, вышедшее из-под пера искусного мастера, но мои оценки это скорее про субъективный опыт, про полученные впечатления и, в конце концов, удовольствие; разве ж не для этого мы и читаем книги? Объективно, роман заслуживает всех удостоенных лавров, но, честно, я хочу получать положительные эмоции от чтения, а Мадам Бовари не предлагает ничего, кроме кромешной тьмы безнадеги. Это и ни хорошо, и ни плохо: все зависит от того, чего хотите от книги именно вы.