Больше рецензий

21 апреля 2024 г. 18:52

100

5 Дивный новый мир

В 1822-м году Жан-Франсуа Шампольон расшифровал текст Розеттского камня. В нашей с вами реальности это дало начало египтологии, а вскоре и египтомании. Научный мир это событие потрясло, но жизнь обычных людей не очень-то изменило, по крайней мере, не сразу.
В реальности "Века серебра и стали" изменения начались куда радикальнее: в мир пришли египетские боги. Если раньше ты молился, тебе не отвечали, и это было нормой - ты всё равно верил, - то теперь богов узрели все. Небеса засияли, из зеркал посмотрели мёртые, вернулась магия. Но важнее всего: смерти перестали бояться. Наборот, её стали желать. Ведь если ты знаешь нужные слова и похоронен по правилам, то тебя ждёт рай золотого тростника. И если всё это точно будет, зачем тогда жить? Логика сокрушительна: здесь жизнь - борьба, после смерти - рай. Вывод: все в рай.
По миру прокатилась волна самоубийств - этакая египетская эпидемия. Правительствам удалось кое-как с ней справиться, но с тех пор смертью стали грезить буквально все.

Лично меня книга поймала уже этим социально-литературным экспериментом. Идея "боги древности среди нас" не нова. Даже египетские боги и даже в XIX веке уже были, мне сходу приходит на ум сборник "Хозяева джиннов" Ф. Джели Кларк. Но никто ещё на моей памяти так глубоко и верно не исследовал, какое влияние может оказать старая религия на общество Нового времени, и как её постулаты преломляются, смешивась с совсем другими реалиями.

Автор выписывает новый мир - в котором изменилась-то всего лишь одна переменная: отношение к смерти, - очень и очень тщательно, буквально по кирпичикам. Мне очень понравилось находить здесь исторические отсылки - восстание декабристов, Кровавое воскресенье. В новом мире всё это случится уже немного иначе, а порой и в другое время, и будет иметь другой результат. Литературных отсылок, отсылок к мифлогии здесь тоже очень много - это замечательно, чтение превращается в настоящую игру-квест, а читатель - в ссыщика. Прекрасно, на мой взгляд.

Язык я бы отметила особо. Во-первых, он роману очень подходит. Гармония формы и содержания - что может быть лучше? Во-вторых, он эстетичен. Метафоры здесь свежие, они уместны. Для меня как для лингвиста это глоток чистого воздуха. Автору за это отдельное спасибо!

А вот сюжет и даже герои здесь вторичны - мир и язык их затмевают. Сами по себе герои написаны превосходно, сюжет - в приниципе, тоже. Но за великолепием проработки мира, мифологии, социологии и да, языка они теряются. Читать эту книгу для развлечения - как захватывающее приключение - на мой взгляд, большая ошибка. Заскучаешь, наверное, сразу. Герои будут метаться вроде бы бесполезно туда-сюда, что-то постоянно вспоминать, темпоритм будет сбоить, да и весь сюжет, если на то пошло - без рассуждений и флэшбеков - прекрасно уложится в формат если не рассказа, то не очень длинной повести. Для меня это не минус - просто особенность данной книги. Да, и герои, и сюжет - как я их вижу - лишь приправа. Но без них ни мир, ни язык не зазвучали бы так... Так.

Что в итоге: очень и очень качественный образец альтернативной истории, в которой автору удалось соединить, казалось бы, несоединимое - Петербург XIX века и Древний Египет. Роскошный, удивительный, объёмный мир. Такой же роскошный, удивительный, объёмный язык. Законченный сюжет. Продуманные герои.
Книга не на один раз, не "прочитал и забыл". Эта история вам точно запомнится. Если прочтёте, конечно.