Больше рецензий

mahogany

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2024 г. 22:45

134

2.5

One could learn very much from the marriage of Brod and Kolker. I do not know what...

Oh, dear Alex, neither do I.

Я когда-то давно была влюблена в экранизацию, тогда же закинула книгу в виш лист, зная, что повествование разнится. Так вот, если фильм своим черным юмором, гипертрофированными, гротескными персонажами действительно рассказывает непростую историю, то книга просто заставляет скучать. Очень сильно скучать. Местами даже злиться на скуку.

Нужно сказать, что и сложная композиция книги, и общая тема – маленький человек в жерновах истории, – все абсолютно мое, но за тестом не оказалось начинки.

Большая часть текста – сочинение лирического героя Джонатана. О событиях преимущественно в 18 веке в еврейском поселении, о начале его рода. Текст довольно фантасмагоричен. Перемежается это путевыми заметками и письмами второго главного персонажа - Александра. (Кстати Алекс – единственный, за кем действительно было интересно наблюдать, но это капля в море пустых слов).

Меня на протяжении всего времени не покидал вопрос: «Что я читаю и зачем?»

Зачем эти подробности сексуальной жизни пра-пра лирического героя в таком количестве и в таких описаниях? Что это дает? Зачем нам столько информации о жизни поселения в 18 веке, буквально ¾ объема, хотя замес истории происходит с людьми из 20го? Зачем эти придумки лирического героя, когда он сам пишет, что в тетради деда таких воспоминаний нет?

Алекс в своем тексте рассуждает, что мы можем и должны показать людей лучше, чем они есть. Джонатан пишет кто кого тр*л и в каких позах.

Местами замечала неудачную структуру. Например, на странице 159 моего издания, в записках Алекса, где приводится некая даже терапевтическая беседа Алекса и Джонатана о его бабушке, автор апеллирует к чувству сострадания к ней до того, как мы узнали, что с этой женщиной произошло. О событиях в еврейской деревне в период Второй мировой, судьбах жителей мы можем только догадываться из общего знания истории, но для сострадания нужно знать личную историю персонажа.

Скучно. Нелепо. Неприятно.

А буря чувств читателя автором подразумевалась, его персонаж, прочитав наброски будущей книги лирического героя, вот что пишет:

Some [scenes] happened early in the history and some had not even happened yet. I understood what he was doing when he wrote like this. At first it made me angry, but then it made me sad, and then it made me so grateful, and then it made me angry again, and I went through these feelings hundreds of times, stopping on each for only a moment and then moving to the next.

Я не почувствовала ничего из этого. Мне было абсолютно максимально плевать на всех этих людей на протяжении всей книги. Возможно, чужой язык не дал мне проникнуться, может быть не вовремя попалась книга в руки(хотя начинала и отложила ее еще в ноябре и периодически возвращалась), но чтение оказалось безвкусным и унылым. Не печальным, а именно унылым.

И как вишенка на торте какая-то нелепость про коллективную ответственность. Да, интересно порассуждать о тех судьбах, что прервались, не дав жизнь другим, или, наоборот, продолжились за счет чьей-то гибели. Интересно, но не с этим автором.

К сожалению, ничего эта книга для меня не осветила.