Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 15:33

139

5 Трудно быть Богом

К своему удивлению, этот роман читался легко и быстро (в те моменты, когда он читался) и, несмотря на то, что я не очень большой любитель жанра «антиутопия», книга Хаксли «О дивный  новый мир» мне понравилась.

Понравилась, но я крепко задумалась над тем, а чем именно? Потом сошлась на том, что скорей всего, ясностью изложения, приёма, взятого автором для того, чтобы выразить своё понимание окружающей действительности и того, куда этот мир катится.

По своему, как теперь некоторые говорят,«mеssage» роман вряд ли откроет что-то феноменально новое, но по способу изложения — о чём я только что упоминула выше, - он интересен.

Интересен конструкцией общества, основанной на желании человека взять на себя то, что ему не принадлежит, никогда не принадлежало и вряд ли когда будет принадлежать. Общество стёртых, утраченных индивидов, не способное не то, что мыслить, а хотябы задумываться над чем-либо, строго иерархичное, выдрессированное с пелёнок (прекрасный эпизод с малышами, розами и музыкой), безоговорочно подчиняющееся власти одного человека, было представлено в литературе и до Хаксли и не одним Оруэлом, но если второй показал как формируются тоталитарные общества, то первый взял за основу саму причину этого формирования.

Это чистой воды общество потребления, незнающее, ни бед, ни боли, ни потерь, живущее на расслабоне и в своё удовольствие, с совершенно вывернутыми наизнанку привычными представлениями о чём-либо. Единственное здравое зерно в его жизни, на мой взгляд, заключается в том, что в нём учат не бояться смерти. Другое дело, как, но мне показалось что в самой идее принятия смерти как неизбежного конца всего живого - в том числе и человека - есть неплохой задел.

Люди, кроме тех, кто работает в инкубатории и воспитательном центре, не понятно чем занимаются, хотя помня о том, что это масштабы Лондона, народу в нём проживающем, должно быть немало. Но по «ходу пьесы» понимаешь, что это, собственно, и неважно, потому что главной, и единственной деятельностью тех, кто копошится там внизу, бегая туда-сюда, является безоговорочное подчинение, тем, ктоестоит выше по иерархической летнице. Тупое, беспросветное подчиение и есть та деятельность, которой занятые все остальные жители этого нового мира.

Чуден он или нет — это уже выбор каждого, но выбор не обдуманный, и не спонтанный, а запрограмированный, равно как и появлениена свет ребёнка, где формирование имбриона подчинено правилам, созданным одним человеком. Он задаёт тон, он определяет стратегию, он решает, что нужно, а что нет: где, сколько, когда —всё строго регламентировано и заранее определено им одним. И народ, если не счастлив, (как же ему познать счастье, когда нет несчастий?! Сравнивать не счем.) то доволен, а довольный народ претензий не выдвигает, улучшений не требует, изменений подавно.

Единицы, если и задумываются над чем-то, рискуют быть очень непонятыми, и это как минимум. Это плохой знак для тех, кому посчастливилось родиться альфами-плюсовиками как Гельмгольц, но хороший, хотя и мастерски скрытый признак того, что как бы человек в своём желании ухватить Бога за бороду не стемился расширить свою власть или влияние на что-то или кого-то, хорошо выстроенный конвейер и замечательно отлаженный процесс, так или иначе даст сбой. К бабке не ходи: где-то что-то сломается.

И здесь я возвращаюсь к уже выше сказанному о том, что как бы ни был силён человек в своём желании подчинить себе всех и вся, в полной мере (так, чтобы это его удовлетворило) он сделать это не сможет, потому что тогда ему придётся вступить в противоборство не с другими себе подобными, а с чем-то, сути чего он непостигает и никогда не сможет постичь. Здесь просто включится некая система сдержек и противодействий, созданная неизвестно кем. Можно назвать его Богом, Высшей Силой, если захочется.

Взаключении о собирательном образеДикаря. Здесь тоже мало что нового, если вести речь о том, как они обычно заканчивают. Обычно плохо. Верёвка, ссылка/изгнание или тюрьма — вот небольшой «джентельменский набор» для тех, кто не вписывается в этот новый и дивный мир.

У Дикаря, правда, была небольшая«лазейка» жить там и так, где ему захотелось, если бы он смог принять жизнь такой, какая она есть, поняв, что человек, в принципе, слаб; что он может быть одолеваем комплексами, желаниями, дурными мыслями; что он не в состоянии изменить ВСЁ, что считает плохим или несправедливым. Человеку не дано такой власти, но зато ему дано умение отделить одно от другого, и принять то, над че мон не властен. Ну, или повесится...