Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 18:38

90

4.5 Кровь, кишки, нуар

Книга, про которую мне больше всего всего хотелось сказать, - даже писала заметки по мере прочтения, а потом упустила момент и всё как-то подзабылось. Если совсем вкратце - это такой мистический детективный триллер про жуткие убийства молодых девушек в Петербурге аж на 640 страниц, который читался так легко и быстро, что я осилила такой немалый объём в какие-то рекордные для себя сроки.

Что понравилось

У книги приятный язык, а описания города, хоть и немного перекрученные в сторону чернухи и какой-то вечной гнили и разрухи, делают город прямо-таки полноценным действующим лицом, что очень здорово. Обычно я не люблю детективы с мистической составляющей - слишком уж легко объяснять всё самое интересное и запутанное банальным “это была магия”, но здесь мистика вписалась вполне неплохо, а рыцарские хроники и философские изыскания было на удивление не тяжело и интересно читать. Детектива в книге на самом деле не так чтобы много - конечно, присутствуют расследования по старым книгам от лица одного из двух главных героев, а вторая главная героиня вообще судмедэксперт, но в целом здесь нет каких-то супер шокирующих поворотов - основной упор идёт на атмосферу и на экшен.

Что не очень понравилось

И тут, несмотря на то, что книга в целом мне более чем понравилась, хочется отметить несколько минусов. Во-первых, весь экшен очень отдаёт бандитскими разборками из девяностых - знаете, продаются на вокзалах такие книжки в стиле сериалов с НТВ про всяких честных воров в законе, продажных ментов, роковых красоток и всевозможные кровавые разборки между ними всеми. Далее, главные герои мне показались достаточно плоскими. Гронский - чисто Марти Сью, весь такой красавчик-эджлорд, который сочетает в себе таланты редкостного интеллектуала и невероятно прокачанного бойца-супершпиона (а ещё у него конечно же супер трагичное прошлое - и мёртвые родители, и мёртвая любовь, и вообще он весь такой одинокий, кто бы его согрел и полюбил). Алина - невнятная дева в беде; хотя вроде бы были попытки подчеркнуть её силу и независимость, в итоге она всё равно представляет собой просто какую-то девушку на каблуках и при макияже, прячущуюся за спину Гронского, который разруливает все проблемы и попутно всё Алине объясняет. В целом, если задуматься, книга может собрать бинго типичного нуара: вечно плохая погода, мрачный грязный город, постоянный алкоголь и сигареты, шикарные машины, роковые красотки и богатые всесильные мужчины, которые тайно управляют не только городом - но и похоже всем миром. Часто люди разговаривали между собой настолько странными какими-то конструкциями, что я даже несколько раз записала в свои заметки “люди в обычной жизни так не разговаривают” - то есть я всё понимаю, художественность и всё такое, но здесь Питер представляется настолько высокодуховным, что даже какая-нибудь барменша из третьесортного бара будет общаться как доктор философских наук с тремя высшими образованиями. Отсюда ещё одна моя претензия - странное и малоприятное презрение к “обывателям”, которое транслировалось устами разных персонажей на протяжении всей книги. Автор проводит чёткую границу между прекрасными нитакусями героями, которые живут настоящую интересную жизнь, наполненную высшим смыслом и философскими изысканиями, и “простыми” людьми, которые суть безмозглые насекомые, способные только работать свои скучные работы, жрать, размножаться и брать квартиры в ипотеку. Может, лет в 17 мне бы такой снобизм и зашёл, но сейчас с этого даже как-то смешно было. Из претензий к сюжету - пожалуй, только невероятные совпадения, когда в одном и том же доме живут сразу все нужные главному герою второстепенные персонажи: старик, знающий всё про старинные и запрещённые книги, патологоанатом с работы Алины и художник, который рисует будущее в своих картинах. Художник - вообще какой-то нелепый бог из машины: Гронский просто случайно оказывается в его квартире и видит картину с предсказанием о следующей жертве, что двигает дальнейший сюжет. Почему художник видит будущее, почему они все живут в одной коммуналке, как это герою так повезло увидеть нужную подсказку вовремя - насколько я помню, не объясняется. Выглядит этот момент настолько беспомощно, что я даже засомневалась - может, вся книга является какой-то тонкой пародией на жанр нуара, и поэтому она местами такая нарочито гротескная и нелепая?..

По итогу - сколько бы я ни бухтела и как бы ни подустала под конец от всей этой концентрированной чернухи из крови, кишок и всяческой гнили, книга мне всё равно понравилась, так что я планирую как-нибудь прочитать сиквел “Молот ведьм”, а “Красные цепи” могу смело рекомендовать к прочтению в какую-нибудь мерзкую ненастную погоду.