Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 11:56

188

3.5 Несчастья, которые предчувствуют, почти всегда случаются...

Я очень люблю французскую литературу. Александр Дюма, Ги де Мопассан, Жорж Сименон - все эти авторы входят в списки моих любимых, их произведения всегда в моих топах лучших книг. Французы пишут занимательно, даже с некоторой долей небрежности и легкомысленности. Именно поэтому их книги читаются так быстро и запоем.

Оноре де Бальзак - до момента прочтения этой книги был мне знаком только понаслышке, это книга мое первое знакомство с автором. Не могу сказать, что оно получилось таким уж восторженным и прекрасным, как с другими классиками французской литературы.

История, как и принято у французов, получилась серьезная, полная нравственных смыслов, отдельное место отведено душевной драме и терзаниям. Но при этом Бальзак начинает сразу с минорной ноты, все повествование поддерживает этот заунывный мотив и заканчивает им же.

Траур в сердце, а не в одежде.

Судьба Евгении Гранде - при всей своей трагичности - могла бы быть все же не столь несчастной. Родившись в семье провинциального виноторговца Гранде, который сумел разбогатеть после Французской революции, героиня не видела в жизни ничего хорошего. Отец-скряга, который тиранил свою семью, лишал всего и заставлял жить в бедности и практически в проголодь. Все начинает меняться с приездом племянника, но как покажет время - только в худшую сторону. Практически весь роман автор рассказывает историю старика Гранде, который по сути издевается над своими близкими.

История вышла настолько скорбной, что от нее при прочтении просто сводит скулы от горечи. Возможно в этом виноват мой дорогой и любимый Фёдор Михайлович, ведь именно в его переводе я читала этот роман. Может быть уместное нагнетание и порой излишний драматизм прекрасны для Достоевского, но оказались совершенно неуместны для Бальзака.

Я ждала от классика французской литературы совершенно другого. И сейчас я понимаю, что выбирая между пессимистом и скептиком Бальзаком и ветренным и любвеобильным Мопассаном - я однозначно выберу второго. Большинство произведений Мопассана полны любви, страсти и светлой грусти. Но в них всегда есть место для надежды. А вот Бальзак не оставляет ни единого шанса надеждам на светлое будущее. Даже не совсем трагичный финал звучит из его уст, как приговор.

Несчастья, которые предчувствуют, почти всегда случаются...

Прочитано в рамках Совместных чтений клуба Читаем классику вместе
Прочитано в рамках игры Ты-Победитель
Прочитано в рамках игры Ландшафтные шедевры
Прочитано в рамках игры Громкое дело - Подпольное изготовление фальшивых Кубков Огня
Прочитано в рамках игры Кавардак в библиотеке
Прочитано в рамках Марафона Игры в классики

Комментарии


И сейчас я понимаю, что выбирая между пессимистом и скептиком Бальзаком и ветренным и любвеобильным Мопассаном - я однозначно выберу второго.

Я также. Но и у Бальзака есть кое-что любимое - "Отец Горио", "Гобсек", "Полковник Шабер", "Обедня безбожника".
Биография у него тоже занятная. Всегда представлялся мне каким-то весельчаком и балагуром, а на деле...


"Отец Горио", "Гобсек" - у меня тоже есть в планах. Сделаю перерыв и вернусь к автору)


Рекомендую моё любимое произведение Бальзака

о временах Людовика Одиннадцатого, которого многие знают по роману и фильму "Квентин Дорвард".
Здесь Бальзак и Людовик XI откроются с неожиданной стороны. Если бы не подпись автора, можно подумать, что Дюма написал.


Спасибо большое! Добавила себе в планы)