Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 17:36

31

4 Взгляд и изнутри, и снаружи

Еще одно задание от личного «Книжного вызова» — прочитать книгу, купленную на барахолке. Увесистый томик я выбрала в местечке под названием «Локус» – по правилам тамошнего гитарника (на который я всё-таки решила отправиться, долго-долго сомневаясь даже на пороге) на этой «барахолке здорового и творческого человека» непременно стоило что-нибудь купить. Роман уже настраивал на подноготную жизни «под каблуком», однако, прочитав, историю до конца, я негодовала и не соглашалась с отзывами и рецензиями.

Во-первых, вопреки всеобщему мнению подача ничуть не примитивная, а история — не такая простая, как кажется. Слог без изысков, это правда. Но непрерывный поток мыслей и повествования, в котором субъективная правда словно мячик скачет туда-обратно (пришел-увидел-она-сказала-я-подумал-сказал-и-почесал-за-левым-ухом-а-еще-там-стоял-комод), дотошность и бытовые подробности вплоть до справления нужды – это ж миссис Дэллоуэй! это ж Улисс! это ж вам не какая-нибудь попсовая дрянь, а поток сознания, постмодернизм и всякое такое :) Литература!

Причем сам текст похож, скорее, на терапевтическое письмо (а не дневник или рассказ на лавочке с коробкой конфет) — эдакое проговаривание, вдруг та или иная деталь станет ключом к проблеме — и, мне кажется, что инсайтом как раз и станет заключительный «обрывок» романа под номером 300.

Во-вторых, история не про бесхребетного мужика-подкаблучника. Да, главный герой, он же рассказчик (без имени и фамилии) плывет по течению (и не зря по сюжету сам — пловец), да, его возлюбленная барышня Марианна продавливает его во всём и уязвляет его достоинство (еще один очевидный образ: отбирает во время завтрака его яйцо, потому что ей не понравилось, которое принесли ей), но повествование гораздо шире этой экспозиции — в тексте проступают не один, не два, а целых три основных портрета: мужчины, мужчины с женщиной, женщины. Вот, где происходит самое интересное!

Я открываю дверь квартиры. И сразу понимаю, что проиграл. В мгновение ока я превращаюсь в человека, который ждёт. Но я решаю запастись терпением. Поменьше думать о Марианне. Приедет, когда захочет. Ведь она сама решает, думаю я. Марианна всё решает сама.

Через непрерывный поток подробностей и деталей начинают просвечивать личности, живые и...неидеальные. Мариана не просто эгоистичная ...женщина, которая только и видит, как втоптать ГГ в грязь — она обладает тонкой душевной организацией, интуицией, проницательностью, она красива, спонтанна, умна, но недоверчива к собственному счастью. Главный герой тоже не безынициативный бездельник, уступающий женщине — он наблюдателен и не лишен вкуса, романтик по натуре и реалист по методу, он пытается объяснить себе, влюблен ли он в эту женщину. Если нет, то почему она имеет такую власть над ним, если да, то почему он не может того же, что и она? При этом герой в одиночестве и герой с Марианной — почти два разных человека.

В-третьих, для дебютного романа отказаться от присутствия автора в тексте и над текстом – это не просто постмодернизм, но и поступок, который заслуживает уважения и воспринимается как хорошая такая заявка на место в истории литературы.