Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 17:42

82

5 Что творит с людями любовь

Немного отдохнув от сложной литературы за чтением современной русской прозы, вновь взялся читать книгу серьезную. Громкое имя автора и широко известное название подогрели интерес к Герцену, и я стал читать его повесть «Кто виноват?». Честно говоря, не ожидал такого эффекта от прочтения, но, видимо, книга попала в нужное настроение, и финал увлёк меня настолько, что я не мог оторваться от чтения, и никакие внешние факторы не могли меня отвлечь от сюжета. Такое со мной было, когда я читал «Игрока» Достоевского, и для меня это редкое явление.
Книга по большей части состоит из биографий ее персонажей. Сначала мы читаем биографию типичного российского помещика. Автор пишет с нескрываемой иронией, а порой и с сарказмом, высмеивая его недостатки: полупраздный образ жизни, несдержанность в общении с подчиненными крестьянами и дворней, неумение правильно вести дела. Затем следует биография домашнего учителя, попавшего в дом помещика, и здесь на контрасте обнажается множество проблем общественных отношений того времени. Главным образом, это социальное неравенство, когда одни бьются каждый день с нуждой, порой доходя до отчаяния, добывая насущный кусок хлеба, а другие сибаритствуют, сами не замечая преступность подобного образа жизни.
Другая тема повести это насилие родителей над судьбами своих дочерей, принуждающих выходить замуж за нелюбимых. Почему-то в семьях того времени считалось неважным, любят ли молодые пары друг друга. Главным был потенциальный успех и достаток будущих супругов, а любовь - явление вторичное.
Среди социальных аспектов повести проблема «лишнего человека» в обществе того времени. Эта тема была популярна в литературе середины 19 века. Таким человеком в произведении оказывается талантливый дворянин Бельтов. Показывая скромные успехи в учёбе и большой потенциал, на практике оказывается непонятым другими людьми. Он пробует себя на разных поприщах, в делопроизводстве, медицине, политике, но везде ему мешает идеализированный взгляд на вещи и оторванность от реальности. Ему хочется посвятить себя чему-то значимому, принести пользу людям, но кругом он наталкивается на пороки общества, разочаровывается и не может их преодолеть.
Главная же проблема, поднимаемая романом, на мой взгляд, это любовь. Нужна ли она, почему порой бывает так жестока, как уберечься от ее темной стороны? Ответа на эти вопросы автор не дает, но заставляет задуматься о них читателям.
Очень переживал за героев в финале. Очень хотелось, чтобы Бельтов поступил благородно и не стал разрушать гармонию влюбленной пары Любоньки и Круциферского. Я мечтал о счастливой концовке, но автор, как это часто бывает, оказался достаточно жесток, чтобы не оправдать мои ожидания. В целом, считаю книгу сильной работой, а автора талантливым и способным писателем.

Книжный блог "Гегемония текста"