Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 19:54

73

2.5 Ослеплен блеском. Ну и не более того.

Очень яркий, горящий золотом музейный экспонат, созданный аж до нашей эры! Постоял возле витрины, знакомясь с ним. Ослеплен блеском. Ну и не более того. Честно говоря, знакомство провёл с некоторым усилием воли, с целью довести его до победного конца, из уважения к возрасту произведения.
Первая часть ещё притягивала красивым слогом и эпичностью. Но с развитием сюжета стало скучно, а потом и вовсе неприятно.
То ли все древние римляне такие «плоские», то ли таков только автор этого эпоса Вергилий.
Поясню. Во-первых, с претензией на документальную подлинность, автор повествует о том, что древние успешные политики практически все — дети богов, по крайней мере с одним из таких родителей, то есть сами есть полубоги. И они бессовестно используют такое своё преимущество — эксплуатируют бессмертие, манипулируют силами природы, получают важные инсайты, кое-какие даже из будущего, имея доступ в царство мертвых, где по странным обстоятельствам присутствуют как умершие в прошлом, так и мертвецы из далёких будущих времён (!). Победить таких «деятелей» в политике простому смертному — сами понимаете, никаких шансов нет. Это несколько раздражает. И смахивает на чистую сказку.
Кстати, разобраться в изобилии персонажей и имён собственных, состоящих между собой как правило или в близком родстве, или в любовной связи, или, наоборот, в давней непримиримой вражде — под силу только фанатам. Если бы я предварительно несколько раз не прочитал «либретто» - вообще мало бы что понял в происходящем.
Далее. Увы, про эту книгу нельзя сказать, как положено указывать в современном мире: «во время съемок ни одно животное не пострадало». Сколько бычков, коров, овец и коз напрасно погублено за период повествования, счёту не поддается. Без доли печали и сострадания происходят кровавые жертвоприношения, по каждому мало-мальскому поводу. Описание этого идёт, я бы сказал, со смакованием подробностей.
Но признаюсь, что подробности казней четвероногих ни в какое сравнение не идут с наслаждением, с которым автор описывает процесс убийства друг друга представителями семейства homo sapience. Да, в книге идут боевые действия, и понятно, что в древнем мире нельзя было без прямого жестокого контакта сторон, но в «Энеиде» просматривается аналогия с описанием действий маньяков или патологоанатомов. Зачем? Отвлечемся уж от поводов для войн: убитый по оплошности декоративный олень, посягательство на знатную невесту (она, кстати, сама ещё обещаний никому не давала!), просто личная неприязнь кого-то из богов. Но.... Отрубленные конечности, расшитые головы, проколотые копьями тела — такое впечатление, что в этом Вергилий видит вершину своего творчества, кульминацию... Он тут просто поёт соловьём! Половина эпоса посвящена детальному описанию подобных «рубок». Сериалы про зомби отдыхают на фоне «Энеиды».

Да, исторично и эпохально. Да, памятник литературы. Но очень уж двухмерно, при этом так долго, просто бесконечно. Понял в итоге, что не моё.

Комментарии


Энеиду я не читал, хотя в общих чертах её себе представляю. А вот Илиада и Одиссея -- мои любимые истории.
Любимые -- да, но только не в изложении Гомера, при всём моём к нему уважении! Пробовал читать разные переводы -- и нет, это выше моих сил :)))

Зато пересказы Стивена Фрая или Гаспарова -- это как раз то, что мне прописал доктор. И всегда смотрю все серии соответствующего французского фильма, когда его показывает канал "Культура".
Несмотря на то, что там полно богов, создаётся впечатление, что всё это правда. В те времена люди ещё плохо умели врать во имя какой-нибудь своей пропаганды.

Думаю, и Вергилий рассказал всё ровно так, как эпопея бытовала через 1000 лет после Энея :)