27 апреля 2024 г. 00:11

154

5 Ещё одна любимая история, высоченный уровень качества

О мире «Золотых земель» я узнала в феврале, когда увидела снежную, холодную и трагичную обложку одной из книг — «Совиной башни». Заинтересовалась, кликнула… и увидела, что это часть трилогии тёмного славянского фэнтези («Сокол и ворон», «Совиная башня», «Птицы Великого леса») на 1800+ страниц.

Тогда, в прошлом, я сразу расхотела читать по трём причинам:
— это славянское фэнтези, а в моём представлении такие книги будут про мавок, леших, славян и печенегов, Ярило, избы, кокошники и лапти. Меня же больше манят драконы, придворные интриги, рыцари, короли и замки;
— блогер, у которого увидела обложку, не похвалил книгу: он потерял интерес к истории и бросил;
— весомый объем: было лень браться за 600+ страниц, когда есть много книг по 300+ страниц в моём гарантированно любимом сеттинге.

И как же я ошибалась! То, что до знакомства с книгой расценивала как потенциальные минусы, в итоге не даёт оторваться от истории, и этот литературный запой длится уже неделю.

«Сокол и ворон» Ульяна Черкасова|Отзыв derral

Плюс №1. Очень интересная структура

Имею в виду то, как автор строит само произведение и отношения между персонажами.

Что такого в отношениях?

Самое классное в «Золотых землях», что будоражит меня при чтении и не даёт отложить — то, как неожиданно и болезненно автор сталкивает между собой героев, которые всего минуту назад были на одной стороне.

Вот я млею от сцены с дочкой мельника и иноземным щеглом… а через мгновение один поступок персонажей, логичный и понятный благодаря подробной экспозиции, заставляет меня перестать дышать. И всё, они больше не союзники, я вообще не могу представить их заодно!

Вот я робко заглядываюсь на парочку «благородный княжий сын и растерянная лесная ведьма»… но затем происходит событие, которое выжигает между ними всё, что я уже успела вообразить, и от одной мысли о новой встрече этих двоих меня трясёт.

Что такого в сюжете?

Тот же приём. Когда кажется, что несколько персонажей преследуют одну цель, договорились между собой и разработали самый удачный план на свете (мысленно я кричу им: «Да! Вас это спасёт, гениально, давайте!»), вмешиваются какое-то обстоятельство или другой ключевой персонаж.

Только что вместе с персонажами я была на самом дне, я тонула, и вроде наконец-то достигла дна, надо оттолкнуться и выплыть… и вдруг оказалось, что это было не дно, дно оказалось ниже.

Многие главы (а иногда POV’ы отдельных персонажей в начале-середине глав) заканчиваются такими внезапными поворотами и ещё большими проблемами. Затем персонаж может исчезнуть на долгое время. Историю будут рассказывать другие ключевые персонажи, иногда вне очереди, а внутри меня всё дрожит: «Ребята, что с тем? Что в соседней стране сейчас происходит?!»

Это офигенно. Я помню, что приём «внезапный поворот в конце главы» профессионально использовал Кен Фоллетт в «Столпах земли». Меня точно также трясло от событий и не давало оторваться. «Золотые земли» в своём списке любимых книг вижу теперь рядом с его романом. Рядом — и немного выше, потому что…

«Сокол и ворон» Ульяна Черкасова|Отзыв derral

Плюс №2. Это тёмное фэнтези без перегибов

Есть Рздения — страна, в истории которой недавно произошла своя Красная свадьба: чародеи стали пользоваться слишком большим влиянием и их пустили под нож. Теперь на страже покоя стоят Охотники, которые преследуют ведьм, духов и всех, в ком есть хоть капля чародейской крови. Настоящих чародеев и вообще «чародеев» сжигают на кострах. В сюжете много охоты на ведьм, страха перед Охотниками, погонь, бегства и казней.

Есть Ратиславия — страна, где чародеев и созданий Нави не преследуют так рьяно, но в целом не одобряют. Рздения и Ратиславия воевали в прошлом, поэтому плюются в сторону друг друга. То есть добавляются межнациональная рознь и личные трагедии: у одних героев близкие гибли на этой войне, а у других тогда, когда под нож пустили чародеев. Прибавим к этим бедам ещё ведьм и тварей Нави: многие из них жестоки, убивают людей или используют в своих непонятных целях.

Есть Вольные города, которые грозят Ратиславии войной. То есть прибавим сожженые города и деревни, набеги степняков, угрозу быть уведёнными в рабство или погибнуть от меча и огня…

Конфликтов — очень много! Боёв, драк, стычек, погонь — много! Опасности — очень!

Когда нарастал накал в «Столпах земли» Кена Фоллетта, то убийства, насилие, увечья и крики убиваемых выходили на первый план. Особенно насилие. Особенно сексуальное. В «Соколе и вороне» Ульяны Черкасовой такого нет, огромное спасибо. Война, опасность, угроза — оно всё ощутимо, оно всё рядом, но нет какого-то смакования жестокости, как у Фоллетта.

Это мрачная, тревожная, жестокая история, но в ней нет перегибов. Адекватное 16+, которое ничуть не теряет от того, что не превратилось в 18+.

«Сокол и ворон» Ульяна Черкасова|Отзыв derral

Плюс №3. Сразу 4 ключевых персонажа

Объём книги, который меня сначала отпугивал, на самом деле плюс: он позволил автору глубоко раскрыть сразу 4-х ключевых персонажей.

Уже в первой главе я подумала, что героев много и они неожиданно подробно (для первой-то главы!) показаны: с самого начала даётся представление о том, какие у них характеры, цель, симпатии и привычный уклад жизни. Это удивило: «вводные данные» дали сразу на всех четверых, без постепенного ввода героев в историю на протяжении трёх-четырёх глав.

Но благодаря такому подробному погружению я быстро к ним привязалась. Стал на 100% работать приём «внезапно сделать героев противниками», о котором я уже сказала выше.

Здесь нет антагониста (по крайней мере, в первой книге, если не учитывать угрозу войны с Вольными городами), поэтому антагонистами друг для друга становятся сами ключевые персонажи. А я ими уже прониклась! Мне они нравятся и близки — все, они все! Я не хочу, чтобы хоть кто-то из них проиграл! Эти столкновения делают книгу ещё сильнее.

Кто эти персонажи?

Я успела привыкнуть, что в книгах один-два главных героя, чьими глазами мы видим происходящее. Автор «Сокола и ворона» раскрывает мир и события глазами сразу четырёх персонажей:

Дара — старшая дочь мельника с колдовским даром. Она выросла в стране, где не искоренили чародеев и духов, и живёт у самой границы с Великим лесом — владением Лешего и навьих тварей, куда простому смертному нет пути. Для Дары привычно, что в реке живёт Водяной (и с ним можно перекинуться парой слов), а каждую избу бережёт домовой. Она добрая, любящая и верная, чуть-чуть наивная как всякая деревенская девушка, но куда рассудительнее своей младшей сестры. Дара никогда не видела городов. Её жизнь течёт по-старому, пока на мельнице не остаются переночевать два чужеземца.

Милош — дерзкий, холёный и хваткий молодой мужчина. Он ученик высокопоставленного лица и чародей-оборотень из другой страны. Даже за каплю колдовской крови там сажают в тюрьму и сжигают на костре, поэтому каждый вздох такого как Милош — вызов всей власти Охотников и короля.

Ежи — преданный слуга Милоша, выросший вместе с ним. Он любит Милоша, знает его тайну и готов на всё, чтобы спасти друга. Более романтичен, наивен, чист и совсем не так красив, как его друг-господин, но давно привык стоять в его тени.

Вячко — внебрачный сын князя. Благородный, честный, влюблённый и мечтающий жениться на любимой девушке «из простых», но при этом желающий быть достойным своего отца.

У каждого из героев своя картина мира, своя среда и круг общения. Они из разных миров (даже Милош и Ежи, которые выросли вместе, всё равно разделены: один относится к миру господ, другой — их черни). Их окружение, убеждение и фон кажутся очень проработанными, поэтому за взаимодействием таких разных персонажей очень интересно следить.

Кроме того, чародей Милош из Рздении становится свидетелем одних событий, а княжич Вячко — других и видит он всё через призму дружинника/княжича из Ратиславии. Ни один персонаж не видит всей картины происходящего в разных уголках мира (что логично), но фрагменты увиденного каждым рисуют эту картину перед нами. Очень подробно, целостно, и это круто.

«Сокол и ворон» Ульяна Черкасова|Отзыв derral

Плюс №4. Как описаны моменты битвы и любви

Драки, сражения, погони — в моих заметках то и дело мелькает фраза «я перестала дышать».

Ещё мне бесконечно нравится, как автор описывает взаимодействие персонажей, особенно в романтических и любовных сценах. Каждое слово мягко, правильно подобрано, очень подходит персонажам. Влечение-напряжение между щеглом и забавляющей его дочкой мельника. Ночные часы наедине, тайком, которые княжич делит со своей любимой… при этом нет самоповтора, персонажи в любовных сценах ведут себя по разному в соответствии с характерами. Не менее ярко нарисованы боль, отчаяние.

Например, себе в заметки выписала это:

Глава 1. Много персонажей в первой главе, но все круто представлены.
Глава 3. Очень круто передан восторг Дары, когда она видит чужое превращение в сокола и его свободу:

спойлер
Она боролась с искушением посмотреть назад, когда Милош протянул через её плечо руку. Дара раскрыла ладонь, и в неё упала изумрудная серьга.
Прислушиваясь к звукам за спиной, Дара никак не могла понять, что он делал. Неужто он решил её разыграть? Она попыталась представить, что за странные чары можно было сотворить только без одежды, как вдруг нечто большое пролетело прямо над её головой. Воздух засвистел, разорванный мощными крыльями.
И над мельницей взвился сокол.
Дара обернулась. Позади никого не осталось, только одежда лежала на земле. А птица сделала круг над их двором и полетела к полям. Она взмахнула крыльями только раз, а дальше они понесли её легко как пёрышко. Сокол воскликнул пронзительно звонко, и Дара вздрогнула от осознания.
Высоко в небе парил, обратившись птицей, чародей. Это был Милош!
Сокол закричал снова, зовя за собой. Дара подхватила с земли одежду и понеслась следом.
Она не чувствовала земли под ногами, она будто тоже стала легче пуха. Чародей мог летать!
В груди разлилось тепло и свет, и сладость, и такое неудержимое счастье, что Даре показалось, будто она тоже взлетит. Она спустилась по тропинке от мельницы к полям и устремилась дальше, вслед за соколом в небе.
На востоке ночь прорезали первые лучи рассвета.
Дара побежала сквозь высокую траву, перепрыгивая через кочки, не разбирая дороги и не сводя глаз со светлеющего неба. А сокол всё парил в вышине, уводил дальше и дальше от мельницы и запруды.
Волны ржаного поля позолотели в лучах зари, и Дара нырнула в это море без оглядки. Прижимая к груди одежду Милоша, она улыбалась, задыхалась от счастья и, кажется, даже плакала.
Как свободен был сокол, как невероятно прекрасен. Дара и представить себе не могла, что можно человеку летать в небе птицей, быть так близко к солнцу и звёздам. Быть таким вольным, таким прекрасным. Сокол кружил над ней, будто приглашая взлететь вслед за ним на небо. Она бежала, бежала со всех ног и хохотала в голос, не в силах сдержать свою радость.

свернуть

А после обратного превращения очень смущенное, манящее взаимодействие героев, ну идеальное начало отношений. Я влюблена в эти описания прикосновений и ощущений:

спойлер
Он подошёл ближе, Дара спиной почувствовала жар его тела. От шеи скользнула капля пота, нырнула змейкой под льняную рубашку.
– Моя одежда, – прошептал Милош ей на ухо, и по одному голосу Дара могла сказать, что он смеялся. – Она всё ещё у тебя.
– Вот, возьми, – в спешке она перекинула одежду назад и чуть не задела Милоша локтем.
– Спасибо.
Дара смотрела перед собой, но, кажется, ничего не видела. Мысли её спутались, чувства смешались. Она даже не представляла, на что способны чародеи. Она и подумать не могла.
– Тебе тоже спасибо, – Дара обернулась медленно, нерешительно, сама на себя злясь за робость и протягивая изумрудную серьгу.
Милош стоял так близко, что она почувствовала горячее дыхание на своей щеке. Его ладонь опалила кожу, касаясь спины, прожигая тонкую ткань льняной рубахи. Дара взглянула в его изумрудные глаза и тихо засмеялась.
– Но как ты становишься птицей? Как это вообще возможно?
Он оттянул вниз ворот рубахи. На его груди на верёвке висело соколиное перо.
– Я надеваю чужое обличье.
Кончиками пальцев Дара провела по перу, случайно коснулась разгорячённой кожи и вскинула испуганный взгляд. Милош наклонился ещё ниже, и она потянулась навстречу. Воздух обжёг её оголённое плечо, Дара царапнула короткими ногтями шею Милоша, притягивая к себе. Ещё ближе, ещё…
От реки по полю пополз утренний туман, он заклубился, одурманивая и искушая, заволакивая белизной и пряча от чужих глаз.
Горячие губы покрыли поцелуями шею и плечи. Сквозь деревья и туман пробилось солнце, ослепило на мгновение. Задыхаясь и не переставая улыбаться, Дара отпрянула, поправила ворот рубахи.
– Нужно идти, – негромко проговорила она. Милош не сказал ни слова. Медленно и с неохотой он выпустил её из объятий.
Рассеивался туман, и клочьями проступал мир вокруг.
– Все, наверное, уже проснулись, – твёрже сказала Дара. Ноги её подкосились, когда она сделала первые шаги.
Она боялась, что Веся заметила её отсутствие. Дара не хотела объясняться, не хотела оправдываться. Её переполняло счастье, оно не нуждалось в словах.
Обратно к мельнице она пошла не спеша, умывая ноги росой, пробуждаясь от страсти и смятения. Милош последовал за ней. Дара обернулась, чтобы увидеть, что с его лица тоже не сходила глупая улыбка.
свернуть

Дальше мои заметки были полны шока и поражённых смайликов — пошла та самая цепочка неожиданных поворотов и столкновений героев.
[Осторожно, могут быть намёки на спойлеры!]

спойлер
Глава 4. К концу я просто забыла как дышать. Эта боль, отчаяние... оно передалось на все 100%, оно во мне, это будто со мной ТАК поступили.
Глава 6. Этот поворот («Ты лучше бежать») — О__О, у меня по спине холодок пробежал.
Глава 8. Маскировка — нечто, очень жестоко и сильно, очень реалистично и трезво. О_О
Глава 9. Разговор о войне — супер, очень сильно.
Глава 20. Очень больно раньше персонажей понять, что произойдет, когда появляется такой подарок... Но какой ценой спасать — это шок. О__О
свернуть

В итоге

Не могу отделаться от мысли, что я сама себе антагонист, потому что в феврале не взялась за этот цикл. Я сейчас на второй книге, и накал только нарастает.

Как же больно хоронить пейринг своей мечты под враждой и кровью. Ульяна Черкасова убивает персонажей так же беспощадно и неожиданно, как Джордж Мартин. По крайней мере, второстепенных.

Божественно.

Источник в tg-канале

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!