DesantosReflecter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2024 г. 07:47

138

5

Короткая повесть о двух юных героях, которая не смогла оставить меня равнодушным.

Уверен, в наше время ещё многие слышали про Зою Космодемьянскую, но уже гораздо меньше людей знают, почему она считается героиней и уж совсем мало понимающих какой личностью была Зоя и её брат Александр, что именно направило их на совершение безвременного подвига во имя родины.

Повесть, написанная матерью за одну войну потерявшей обоих детей, рассказывает нам историю семьи Космодемьянских - годы сельской и городской жизни, работа в Сибири и Москве, бытовые тяготы и добрые семейные хлопоты. Рассказ неразрывно идёт о Зое и Шуре, о семье. Мы видим трудности ребят, что их закалили - ранняя ответственность Зои за младшего брата, роль старшего мужчины в семье для Шуры после смерти отца, учеба и работа родителей. Родителей, которым приходилось уходить ранним утром и поздним вечером возвращаться, чтобы обеспечить семью. Тем не менее дети не предоставлялись полностью сами себе, воспитание было всегда - со стороны родителей личный пример, аккуратные слова и со стороны общества - школа, пионерлагерь, комсомол - всё воспитывало человека и личность. 

Важности правильного воспитания в повести уделяется много, например книги, что развивают общественное, гражданское в детях: повести Гайдара, романы Войнич, сборник рассказов про женщин в Гражданской войне или монументальное "Как закалялась сталь" Островского. На книжной полке у Зои мы видим произведения Пушкина, Тургенева, Чехова, Горького, Шолохова, Фадеева. Особое место занимает Чернышевский, которым героиня буквально зачитывается. Воспитание через культуру в целом - Зоя и Шура посещают различные выставки, театры с родителями на выходных или в рамках учебных экскурсий.

Зная это, гораздо меньше возникает вопросов о причинах дальнейшего подвига Космодемьянских. В СССР 30-х с самого детства развивается в человеке на первом месте не личное, но общественное и народное. Культивируется неразрывная связь личности и общества, отдельной семьи и всей страны, взаимная ответственность.

В 1941 году в 18 лет Зоя добровольно вступила в ряды советской армии и стала выполнять диверсионную работу в тылу врага: вела наблюдение, обрезала линии связи, устанавливала мины на дорогах, поджигала продовольствие неприятеля. Начав службу в октябре уже через месяц попадает в плен к немцам в селе Петрищево и после долгих пыток, так и не раскрыв врагу важных сведений, принимает смерть на виселице.

В некоторых рецензиях на эту повесть вижу вопросы читателей: мог бы я поступить так как Зоя, смогла ли я добровольно в 18 лет записаться в армию во время войны, смогла ли бороться с опасным и сильным противником. И такие вопросы для нас живущих в начале 21 века вполне очевидны и нормальны. В век индивидуализма на первый план выходит личное - свои права, своя безопасность, своя выгода. Спрашивая себя, стоит однако помнить, что героизм Зои и Шуры был не случайным актом самопожертвования или радикальным шагом ради личной прибыли. Это результат постепенного развития личности, когда ты постоянно живёшь с определенными принципами, когда ты плоть от плоти они, и тогда что бы за ситуация не возникла, на первый план выходят жизненные устои, а не сомнения. Это результат постоянной работы над созданием личности со стороны самого человека, со стороны семьи и государства. Всё как завещал Маркс: бытие определяет сознание. Если человека с самого детства окружают лишь определенные ценности, лишь определенные модели поведения, неудивительно, что он будет именно их претворять в жизнь.

Через всю повесть продолжается мысль о личной ответственности за то, что происходит в стране. Беда не у других, а тебя не касается. Беда общая и решать её нужно всеми сообща. Не маленькое комнатное счастье, но большое и народное. Так, герои переживают за жизнь Челюскинцев или организуют сбор денег на революционную борьбу в с фашизмом в Испании.

Страна крепла, строилась, росла, а вместе с нею росли Зоя и Шура — не зрители, а деятельные участники всего, что творилось вокруг. И вновь выстроенный завод, и смелая мысль советского ученого, и успехи советских музыкантов на международном конкурсе — все это было частью и их жизни, было неотделимо и от их личной судьбы. Все это было важно, близко моим ребятам, на все они откликались всем сердцем, обсуждали в школе, дома, снова и снова возвращались к этому мыслью, на этом воспитывались.

Любовь Космодемьянская даёт нам пример воспитания и именно личной ответственности. Последние страницы пронизаны горем после утрыты мужа и двоих детей, но и обретением новых сил для продолжения борьбы. Пусть не на фронте, а в тылу, и может эта помощь не всем заметна, но и она нужна. Так сказали когда-то Зое в комсомоле:

И еще одно запомни: все большое и хорошее в жизни складывается из малого, незаметного. Ты об этом не забывай.

Мне кажется это очень светлая мысль, которую мы часто можем забывать в погоне за масштабом своих трудов или не меньше чем оглушительным успехом.

И ещё цитата Любови Космодемьянской о предназначении человека, о долге, о выборе:

И я поняла: дать горю сломить себя — значит оскорбить память Зои. Нельзя сдаться, упасть, нельзя умереть. Я не имею права на отчаяние. Надо жить. Выступать перед людьми, говорить с большой аудиторией мне было очень трудно. Но я не могла отказать, когда меня просили приехать, а это бывало все чаще. Не смела отказать потому, что поняла: если мое слово помогает, если оно доходит до людей, до молодежи, если я могу внести хоть небольшую долю в великую борьбу с врагом — значит, я должна это сделать.

Почитайте, пожалуйста, эту повесть, восхититесь вместе со мной богатырями, что жили на нашей земле и, возможно, задумайтесь, что мы живём в совсем другую эпоху и в совсем другой стране.


Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!