Больше рецензий

28 апреля 2024 г. 11:52

127

3 Разрушить и пересобрать.

Обычно сразу пишу рецензии по свежим впечатлениям от книги, но здесь со мной произошел из ряда вон исключительный случай, который лишний раз подтвердил правило. Не знаю как у вас, но знакомясь с продуктом творчества автора, я транслирую его идеи на его самое существо. Личностный слепок. Будь то музыка, живопись, литература... Подсознательно эсктраполирируя поднятые мысли, идеи человека я леплю автора в голове. Можно сказать что и сочиняю своего человека. Для меня это конструирование некого смыслового и морального объема произведения. Ничто так не раскрывает порой душу как продукт ее фантазий. И сколько раз было, что посмотрев интервью с любимым музыкантом или лично знакомясь с художником или писателем у меня напрочь пропадает интерес к его творчеству. Фальшь улавливается сразу. Здесь наступает своего рода водораздел между гением и ремесленником. Ведь порой плохо сведенный немелодичный трек или сомнительная клякса на холсте имеет такую важную эмоциональную информацию, божью искру что любые слова и объяснения неуместны. Достаточно просто посмотреть автору в глаза и все понять. Когда же начинают препарировать по косточкам процесс создания и его причины - это своего рода порно, когда должна быть любовь.

Короче. Довелось мне поприсутствовать на презентации данной книги еще на стадии прочтения. На этом этапе контуры вселенной "Девочки со спичками" уже были мной обозначены. Личность автора тоже проявлялась особыми эскизами. Завязывалось несколько непривычное (из-за особенности жанра) , но новое погружение в новую эмоциональную плоскость. Оно конечно же произошло, но до сих пор не понял было ли ли это плюсом. Я бы не сказал что автор меня разочаровала. Вполне внятные и искренние мысли. Ответы на общие вопросы. Читка актерами. Непривычно камерная обстановка с сидячими местами в бывшем культовом минском клубе, где когда-то в общем пьяном угаре крутил синтезаторы. Теперь же передо мной сидела молодая девушка, написавшая сравнительно толстую книгу, основанную на своих страхах, мечтах и потаенных фантазиях, которые нещадными щипцами бестактной атмосферы искренности она была вынуждена вывернуть наружу. Конечно же, ранее нарисованный слепок автора и произведения распался на мелкие кусочки и мне его пришлось с очень большим трудом пересобрать заново. Дочитывал я с большим трудом. Заставляя себя. Я знал подноготную почти каждой строчки, потому как Катя искренне рассказала когда и где как и почему писала. В каких условиях и с какими переживаниями. Я понял , что это информация была для меня очень лишней.

Объясню на личном примере. Для меня искусство - это прежде всего чудо и магия. Я всегда любил создавать собственные миры в музыке и жить с ними. Но когда по роду своей студийной деятельности я постепенно стал узнавать каким образом создан тот или ной трек, вместо волшебства в голове моей - синтезатор Yamaha DX-7 с 38-й программой заводского картиджа, возможно в унисон замидированная с Roland D-50 и они оба разведены по панараме с помощью пинг-понг дилея Waves и т.д. Или, когда-то я, получая медобразование часто бывал в морге и не мог поверить что человек, с его чувствами, поступками и обаянием внутри практически такая же туша из мясокомбината. Вот он ходил. А вот - он лежит. Молодой совсем. Или молодая. Лет 35 не больше. А ведь наверное в нее влюблялись писали стихи. И она влюблялась. А у нее полчерепа спилено и вот он - мозг, кусок желе. Оно влюблялось? Где теперь эта любовь? Или это действительно набор гормонов в этом желе навремя создающий иллюзию для того чтобы продолжить род?

На этой презентации я попал под такую же препарацию "Девочки со спичками". Лично для себя я сделал вывод что на такого рода мероприятия если ходить , то только когда книга прочитана полностью, чтобы больше не спотыкаться на полпути. Ну или вообще не притрагиваться к ней до встречи с автором. Но это рискованный шаг, особенно когда знакомишься впервые. Есть большой шанс не продолжить общение.

Теперь по самой книжке.

Как сказала сама Катя Тюхай книгу бы она подсократила. С этой мыслью я не расставался до самого финала чтения. Опять-таки может это информация была для меня лишней, но осадочек остался.
Мир Москвы будущего с автомобилями "Джили" и магазинами "Фикспрайс" несколько наивен, но может мы чего-то не знаем. Сам сюжет развивается как любовная драма, но потом скатывается в довольно путанный психодел с параллельными мирами, где акценты смещаются в сторону личной свободы, которые показались мне несколько вымученными Лично для меня корневой идеей книги основные действия которой основаны на спекуляции с высшими чувствами ради личной выходы послужила фраза:
"Какой смысл в вашей жизни?– Чувства. Вы никогда не ведали их и не знаете, что это, но это насущно, как дыхание. И без этого – без любви, без ярости, без печали – дыхание всего лишь тиканье часов.»
С трудом, но поверю...