Больше рецензий

1 мая 2024 г. 16:35

153

4.5 Воистину, нет никого опаснее безутешного и отчаявшегося человека, который залечил свои самые глубокие раны без помощи, в одиночку

История
По некоторым причинам Элирий, один из величайших бессмертных, всë-таки умирает. До подробного рассказа как и почему это произошло мы будем идти всю книгу, пока важно не это, а то, что второй его ученик Элиар решает устроить своему учителю камбек и вернуть его к жизни. Правда, за то время, что Элирий (отдыхал в гробу) пребывал в безвременье, успело минуть 400 лет, и многое в расстановке сил в мире поменялось.
История рассказывается из двух временных линий: настоящего и прошлого. Линия настоящего – это попытки Элирия укрепиться в новом теле и новой реальности, принять новые правила игры.
Линия прошлого – это события от первой встречи учителя и ученика до катастрофы, которая привела к тому, что мы имеем сейчас.
Линия настоящего тоже не даëт всей картины, реалии нового мира и положение встреченных в прошлом персонажей придëтся узнавать постепенно.
Повествователя на большую часть истории тоже два, причëм выбраны они так, чтобы располагать меньшим количеством информации. Потому Элиар в основном про прошлое (когда он ученик и ещё мало что знает), Элирий в основном про настоящее (когда он ещё не до конца понимает новый мир, а память полностью не вернулась). В принципе персонажи не будут так уж охотно выкладывать вам как всë есть и было на самом деле, так что придëтся следить внимательно.

Персонажи
Наиболее значимых персонажей тут три: учитель и два его ученика.
Элирий – учитель и прекрасный бессмертный Он высокомерен, его самомнение выше гор Тянь-Шань, он печëтся только о народе бессмертных, а на остальных смотрит свысока. Непогрешим, силëн, идеален, ненавидим и обожаем. Успел ли он натворить много сомнительных вещей? Да, конечно. В том числе по отношению к ученикам? Естественно.
Цвет: красный

Элиар – второй ученик. Был вольным кочевником, наследником вождя степного клана, но ему пришлось перейти в совершенно иное общество, где все смотрели на него сверху вниз. Как он поднялся от низов до самых вершин? Читайте в нашей новой книге «Через боль и страдания». В нëм подкупает упрямый и непокорный характер, сочетающийся с умением ждать.
Цвет: чëрный

Яниэр – первый ученик. В отличие от Элиара, он здесь добровольно и своим положением доволен. Учитель изначально относится к нему благосклоннее, чем Элиару, поэтому история Яниэра во многом про отстаивание своего места, ревность и сепарацию от учителя (с которой всë складывается не очень).
Цвет: белый

Взаимоотношения этих троих все во фразе: здóрово, но не здорóво. Это клубок ненависти, любви, восхищения, желания подчинить и нежелания подчиняться. Они будут постоянно травмировать и истязать друг друга, но всë равно возвращаться и возвращать. Обычно я не фанатка такого, но как здесь подано, мне понравилось. Возможно, из-за того, что позиции героев поменялись. Если в линии прошлого учитель находится в позиции сильного, то в линии настоящего он слабее своих учеников.

Стиль и символика
Стоит быть готовым к тому, что эта история рассказывается плавно и неспешно. Здесь очень много красочных описаний, в которых можно потеряться и упустить что-то важное. Тем не менее язык настолько приятный, что хочется просто позволить истории течь.
Здесь очень много символики, которая не поясняется автором и не всегда имеет решающее значение, но даëт истории дополнительный смысловой пласт.
Так титул Великий иерофант, переходящий от учителя к ученику – это отчасти и отсылка к пятому аркану таро.
Цвета героев: чëрный, белый, красный, – соответствуют доминирующим цветам на стадиях создания философского камня: нигредо (чëрнвй), альбедо (белый), рубедо (красный). Чëрное солнце, собственно, тоже алхимический символ, оно как раз-таки должно взойти на стадии нигредо.
В алхимическую копилочку идëт и упоминаемая киноварь, которая во взаимосвязи с ртутью – один из ингредиентов для философского камня и связывается с бессмертием.
В общем, вы поняли, мой внутренний алхимик был рад.
Если оставить тему алхимии, то стоит сказать ещё и о том, что в книге очень приятный сплав восточных культур. Китайские мотивы доминируют, но вместе с тем их очень приятно дополняют арабские. Смотрится очень органично и самобытно.

Итог: иногда в книге мне не хватало событийности, довольно много текста отдано под пересказ и обрисовку событий, занявших большое количество времени. Эмоциональный контакт с книгой я тоже нашла не сразу, но в итоге влилась в историю. Теперь жду продолжения (это дилогия), чтобы узнать, как же развяжется эмоциональный узел, в который связались все чувства героев.
Рекомендации: если хочется чего-то неспешного с красивой стилистикой, вайбами востока и сложными отношениями.
Антирекомендации: если хочется очень динамичной истории или если вы совсем не хотите влезать в созерцание нездоровых отношений.