Больше рецензий

4 мая 2024 г. 13:29

125

5

Одна из любимых книг Рубиной. Да и вообще любимых. Скорее всего потому, что мое детство тоже прошло в Узбекистане, правда в городе поменьше, в Самарканде. Но бэкграунд почти такой же - многонациональный двор, класс, круг друзей. И семья тоже из интеллигенции, выяснилось, что есть общие знакомые из окружения Дины Рубиной в Ташкенте. Поэтому книга была как хорошо разношенная обувь, погрузился и ты в чем то родном и страшно удобном и уютном. Интересно, что встретил огромное количество отрицательных или разочарованных рецензий. Причем в подавляющем большинстве люди разочаровались в своих ожиданиях. Кто-то ждал цельноскроенного сюжета, кто-то историчности. И не получив ожидаемого, раздраженно ругает книгу.
Жизнь в Средней Азии в те годы напоминала ярчайший калейдоскоп. Взрывная смесь радости, смеха, впечатлений, вкусной еды, красоты окружающего, волшебной природы, самых разных людей, причем вперемешку с трагедиями и горем. Сочетание несочитаемого, когда круглое объединяется с соленым и ярко-красным. Да, у всей страны опыт был похожий, но именно в Азии котел получился таким кипящим. Тут ведь кто только не жил, представители сосланных народов (чеченцы, ингуши, крымские татары, корейцы, евреи, немцы,эстонцы, поляки), ссыльнопереселенцы со всего СССР, не говоря уже о множестве местных народов. По статистике, в Узбекистане проживало около 120 национальностей! И накладывался еще и южный темперамент. Поэтому все здесь кипело, сверкало, горело и выплескивалось, эмоции кидали людей во все стороны.
И Дина Рубина попыталась построить историю как такой котел и калейдоскоп. Причем строила из собственного виденья, воспоминаний, рассказов и баек друзей, знакомых и земляков. Поэтому получилось то, что получилось. Кипучая, острая, смешная и очень для меня родная история. Во всяком случае, это мое видение и представление, возможно у автора были совсем другие побудительные мотивы.
Не стоит ждать историчности и связного сюжета, нужно просто получать удовольствие от великолепной прозы , как от объекта незамутненного наслаждения.