Больше рецензий

hippified

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2024 г. 13:57

317

3.5 Мотив? Нет, не слышали

Поначалу кажется, что "Первая жертва" – классический детектив наоборот. Убийца известен, теперь достаточно разобрать матрёшку и найти "настоящего" преступника – кукловода, манипулятора, скелет в шкафу, тень из прошлого (нужное подчеркнуть). Но очень быстро выясняется, что по сути и интригу в книгу не завезли, как и 100%-ную детективную составляющую. На поверку это социально-психологический роман, который эксплуатирует стандартные для японского (и не только) общества сложные темы: авторитарные родители, самореализующиеся за счёт собственных детей, жёсткие нравственные дилеммы, нежелание отпустить чадо на волю и дать ему (ей) возможность принимать собственные решения, психологическое насилие, сексуальные девиации и прочее и прочее. Хотелось бы сказать, что лауреат нескольких литературных премий Рио Симамото в своём на сей момент последнем романе (оригинал 2018 года) нашла новые подходы или нюансы, но это не так. Здесь всё вполне шаблонно и стандартно, без сюрпризов и изысков.

При этом попытка запутать читателя тем, что все линии и мотивы сбрасываются в единый котёл, а потом, кажется, живут собственной жизнью, в итоге приводит к тому, что запутывается сам автор. В тексте не будет изящного решения дилемм обвиняемой – Канны, не найдётся чётко выраженных мотивов её действий. Скорее она, как и всё произошедшее, – лишь аморфное порождение семейных неурядиц и насилия, безликое и даже не особо вызывающее сочувствие. То же самое касается практически всех героев, включая рассказчицу – клинического психолога Юки. Её жизнь и мотивы также не выйдут за пределы стандартного круга. Поэтому роман по большому счёту – один большой хвост, в котором большинство ружей со стены так и не стреляют. Возможно, автор сделала это для пущей реалистичности, ведь жизнь не похожа на детектив, скорее на запутанную рутину. Но читаем мы не жизнь, а книгу.

Тем не менее "Первая жертва" не вызывает желания бросить. Текст хорошо написан, даёт сполна погрузиться в быт и мысли героев, изобилует деталями, в том числе свойственными японской культуре и менталитету, а подоплёку и содержание стоит воспринимать не как захватывающий детектив, требующий реального расследования, а как необходимое обращение к всегда свежей теме отцов и детей. Своей актуальности оно никогда не потеряет.


Книжный обзор Metro