Больше рецензий

6 мая 2024 г. 08:52

91

4 Зачем читать былины?

Задал себе этот вопрос после того как прочитал сборник "Богатырщина", подготовленный Ильей Бояшовым, и почитал подробнее о русских былинах. Их истоки - не в мифологии и космогонии славян, о которой известно крайне мало, а скорее в псевдоисторической секулярной агиографии. Богатыри - это средневековые славянские супергерои, "комиксы" о которых развлекают ум и согревают душу слушателей. Форма существования былин на протяжении нескольких веков сугубо устная, их пересказывали тысячи сказителей. Поскольку занимались они этим профессионально, то есть ради дохода, то основным критерием был успех у слушателей. Былины возникали и трансформировались так, чтобы вызывать отклик у публики, нравиться. Поэтому они впитывали все литературные и исторические влияния, и отражали скорее не замысел авторов, а ожидания аудитории. Только в 18 веке они впервые были записаны, при этом при общем сходстве сюжетных линий (например, про Илью Муромца существует около 15 историй), количество вариантов огромно - иногда больше 100 для каждой истории.
Пик их популярности пришелся на 19 век, когда народное творчество, вдохновляя русских художников и композиторов, переходило в формальную культуру. Лично я именно в этом вижу смысл знакомиться с былинами - в таком преломлении они вошли в cultural references русской культуры.
Илья Бояшов, вслед за пересказчиком финского эпоса Калевала Лённротом, попытался создать единое пространство былин, объединить их если не сквозным сюжетом, то хотя бы единым таймлайном, наполнить непротиворечивым взаимодействием между героями. На мой взгляд, от этого былины выиграли.
Из общего в былинах для себя отмечаю следующее:
1. Про восприятие власти это прямо на поверхности. Персонифицирующий ее князь Владимир - персонаж скользкий, слабый, местами даже комичный, целиком зависящий от богатырей. Иностранные князья - за редким исключением собрание всех возможных пороков.
2. Всеобъемлющая мизогиния. Светлый образ только у матери или честной вдовы. Единичные исключения только подтверждают правило.
3. Оправдание разбойников и обманщиков, особенно в Новгородском цикле. Главное, чтобы они покаялись в конце, и любили святую Русь.
4. Мотивация богатырей и обида на бояр. Богатыри отказывают в просьбах о помощи князю, но идут навстречу плачу народному, особенно малых детей и сирот. А князю говорят - у тебя бояр много, вот пусть они тебя и защищают.
Не очень уютная картинка так-то...
Но стилистически - очень занимательно! Не так как та же Калевала, но тоже очень впечатляюще. Медвяное питьецо, шапочка соболья на ушке и т.д. :-)

Комментарии


Не люблю былины, но вашей рецензией как-то зачиталась... )


Спасибо. А я прочитал этот сборник и подумал, что любить-то их особо и не за что... Знать, наверное, надо, чтобы контекст понимать, но любить... Разве что стилистически это забавно и интересно местами - питьецо медвяное, шапочка соболья на ушке и т.д. :-)