Больше рецензий

7 мая 2024 г. 10:54

130

5 Незаслуженно забытая повесть Эммануила Казакевича... или Почему "Синяя тетрадь" попала в опалу...

картинка GaarslandTash

Совершенно неожиданно в буккросинге мне попалась изумительная вещь - незаслуженно забытая повесть Эммануила Казакевича "Синяя тетрадь"... До недавнего времени имя Эммануила Казакевича стойко ассоциировалось со знаковыми произведениями о разведчиках "Звезда" и "Двое в степи", да с тематически связанным с этими повестями романом "Весна на Одере"... Повесть же "Синяя тетрадь" мне доселе не попадалась... Причиной же почему эта повесть Казакевича попала в опалу оказался запрет в 1964 году одноимённой картины Льва Кулиджанова, снятой замечательным советским кинорежиссёром в 1963 г... Попавшее же в буккросинг издание "Синей тетради" датируется 1961 годом... Чем же примечательна повесть Эммануила Казакевича? Пожалуй тем, что так о теме революции ещё никто не писал... Особенного внимания, на мой взгляд, заслуживает тот факт, что действие "Синей тетради" происходит в пасхальные дни 1917 года... Это было для меня более чем неожиданно... Ведь Владимира Ильича у нас практически представляли богоборцем, противником и гонителем православной веры... И вдруг "богоборец" появляется в Петрограде в пасхальные дни... Нонсенс, не так ли? Ведь Воланд со своей свитой покидает златоглавую именно перед Светлым Христовым Воскресением... Задумайтесь! Воланд... Могущественный повелитель тьмы бежит от Христа, а "богоборец" Ленин наоборот возвращается в Россию... И вот этот момент у Казакевича играет очень большую роль... В понимании Эммануила Генриховича он видится пророком Мессии, явившемся на многострадальную русскую землю, чтобы положить конец творящемуся беззаконию, в том числе и со стороны официальной Церкви... которая по сути отринула Христа... Поэтому Ленин у Казакевича выглядит не просто "вождём мирового пролетариата", а защитником "сирых и угнетённых", по сути соработником Христа, пришедшем отделить зерно от плевел... Особенно отчётливо это просматривается в речах Владимира Ильича, и, в частности, в его ответе на вопрос: "Всегда ли следует говорить народу правду":

"- Стоит ли говорить массам правду? Обязательно стоит. Массы должны знать правду. Нет ничего опаснее обмана.
- В принципе, да...
- Раз в принципе, значит - и в частностях, и всегда, и при любой обстановке!...
- Правду надо им говорить даже тогда, когда это нам не выгодно; только тогда они будут нам верить. Мы будем непобедимы в том случае - и только в том случае, - если всегда, при всех поворотах истории будем говорить массам правду, не будем выдавать желаемое за сущее, не будем врать из так называемых "тактических соображений"..."

Помилуйте, и это слова "богоборца"? Человек, восстающий против лжи - пособник тёмных сил, восстающих на Святую Матушку-Русь? Да полноте... Изощрённое оружие диавола, с помощью которого он губит человеческие души, – ложь, лицемерие, клевета, а Ленин восстаёт против этого... Ведь революции 1917 года можно было избежать, для этого и нужно было сделать самую малость:

"- Если бы буржуазия могла немедленно прекратить войну, немедленно дать крестьянам землю, немедленно установить восьмичасовой рабочий день и рабочий контроль над производством, немедленно ограничить прибыли капиталистов и военных спекулянтов, - она могла бы предотвратить революцию..."

Понимаете, могла предотвратить... Но никто для этого даже пальцем не пошевелил, даже церковные иерархи... и те, безмолвствовали... Вот что об этом писал известный ныне митрополит Вениамин Федченков:

«Влияние церкви на народные массы всё слабело и слабело. Авторитет духовенства падал, вера становилась лишь долгом и традицией, молитва — холодным обрядом по привычке, огня не было в нас и в окружающих»...

"Внутри РПЦ копилось неравенство: высшие церковные чины из-за богатства подвергались нападкам и мирян, и низшего духовенства, которое едва сводило концы с концами. Они нередко жаловались на непотребное поведение архиреев, например на пьянство, азартные игры, внебрачные связи. Синод же оставался глух и не выносил сор из избы: провинившихся не наказывали, а просто переводили в другие епархии.
Рядовые священнослужители тоже не всегда вели себя образцово. Так, священник Фудель в мемуарах «У церковных стен» рассказывал, что его коллеги не знали ни молитвы, ни поста, не соблюдали правила семейной жизни. На самого Фуделя, чётко выполнявшего все предписания, смотрели враждебно. Другой священник вспоминал, как после службы духовенство курило вместе с прихожанами на паперти.
Такое поведение на протяжении веков привело к тому, что духовенство утратило авторитет в глазах людей, а роль церкви в их жизни перестала быть важной.
А протоиерей Валентин Свенцицкий в 1907 году опубликовал в газете «Век» статью, где заявил, что православные священники «всё и всех бросили на произвол судьбы, заперлись в своих тёплых квартирах от холода и ветра»...

И революция грянула... сметая на своём пути современные "Содом и Гоморру"... Очень сильное произведение эта "Синяя тетрадь"... И очень печально, что слова Эммануила Генриховича не дошли до адресата, как и картина Льва Кулиджанова...

Комментарии


Классная какая книга. Сама люблю такую тематику, особенно о том, как это всё разгребалось во имя светлого будущего!!! К примеру, Макаренко обожаю просто. Как мы прошли через времена похуже, сейчас грех жаловаться. Я ЧеКист, знаете ли, хоть и не безбожник. Но спорить ни с кем не имею сил и желания.


Книга действительно классная, монами, но к сожалению издание 1961 года единственное полное издание этой повести)