Больше рецензий

8 мая 2024 г. 14:27

92

0.5 Спойлер Заплутал я в этих лабиринтах любви и нелюбви...

Начну сразу с основного вопроса, который может возникнуть у человека, который увидел эту книгу на полке в книжном магазине: кому эту книгу стоит читать? И ответа на этот вопрос у меня, увы, нет.
Но что же с книгой так или не так? Давайте по порядку (далее возможны спойлеры).

Построение текста

Во-первых, скажу сразу про язык. Он ужасен. Тут много отвратительных моментов, что сюжетно, что в описаниях. И много мата, перечислять все моменты можно часами. Зачем и почему его столько на страницах этой книги, остаётся загадкой. Это сразу портит впечатление от произведения и напрочь отбивает желание продираться дальше к концовке через все тернии текста. Вишенкой на торте являются бесконечные сравнения с собаками, что в хорошем ключе, что в плохом.
Во-вторых, это бесконечные лабиринты текста. Многие предложения могут занимать по 5 строк. Кому-то это может понравиться, но часто это не несёт в себе никакого смысла. И под конец (простите, ошибся: под середину) произведения это начинает просто утомлять.

Маленькие побочные истории

По большому счёту, этот пункт вытекает из предыдущего. В книге есть, как минимум два мини-рассказа, которые совершенно выбиваются из основного повествования. Первый про Анеле и её маленького сына с целой охапкой богохульных шуточек, второй – про жизнь Николаича и его безграничную любовь к Сталину. Проблема не столько в том, как они написаны (хоть и не без претензий), в чём то они даже хороши, но они слишком самобытны. Были бы они написаны в виде отдельных рассказов – и вопросов бы к ним не было. А так, на протяжении нескольких страниц нам рассказывают про персонажей, которые никак не влияют на сюжет и просто тянут на себя внимание без видимой на то причины. Для чего?

Лазарь и центр сюжета

От второстепенных персонажей перейдём к основным. И главным мужским персонажем является сам Лазарь. Честно говоря, назвать его одним из основных героев книги можно с большой натяжкой, потому что половину книги он просто отсутствует неизвестно где. Да и сопереживать ему тяжело, хотя задатки как минимум противоречивого персонажа у него есть. Нам его представляют как невероятного гения, которому непросто находить общий язык с людьми. Прибавьте сюда тот факт, что он изобретатель ракет и советской атомной бомбы (а-ля русский Оппенгеймер) - казалось бы, такой потенциал для раскрытия этого персонажа. Но развивается ли это как-то в произведении? Нет. Складывается впечатление, что автору Лазарь нужен просто в противовес его женщинам, и всё внимание уделено именно им. Особенно хорошо это видно на стыке глав «Галочка» и «Галина Петровна». У меня сложилось впечатление, что встреча Галины и Лазаря – это, по сути, то, ради чего весь роман и задумывался, потому что именно тут, на удивление всё прекрасно работает. Здесь и эмоции есть, и видно, как по разному Галина и Лазарь видят одну и ту же ситуацию. Но в остальном Лазарь…Серьёзно, зачем делать его именно таким и никак это в итоге не использовать? Вместо него мог быть просто любой высокопоставленный чиновник, ничего глобально бы от этого не изменилось в произведении…

Галина Петровна и ненависть к детям

По сути, именно её можно назвать главным персонажем всего произведения, потому что за ней читателю приходится наблюдать большую часть книги. И наблюдать отчасти даже интересно, в один день её жизнь ломается и она сильно преображается. Она начинает ненавидеть всё подряд, у неё появляется желание избавиться от своего ребёнка. Прибавьте сюда ещё и очень жестокое отношение к детям, которое пропитывает чуть ли не всю вторую половину книги. И если Галину в этот момент можно противопоставить Марусе, то история Лидочки, по большому счёту, повторяет сюжетную линию Галины, только не столь эмоционально.

Так о чём же роман?

Особые вопросы остаются к концовке произведения. История заканчивается тем, что Лидочка влюблена в дом своего, потому что это дом её мечты, но всё же решает покончить с собой. На том свете она встречается с родителями и Лазарем, которые уже мертвы к тому времени, и те ей показывают на её внучат, и возвращают её к жизни. И…к чему это? Могу предположить, смысл в том, что наконец-то в их роду у кого-то будет долгая счастливая любовь…но при этом, Лидочка одной ногой уже была на том свете и…и что? То, что она увидела своих внуков, сразу всё изменит и она полюбит мужа? Либо, есть ещё версия – Галина эта заставляла их переехать из этого дома, а Лидочка дом очень любила (и, собственно, в разговоре с мертвецами ей постоянно говорят, мол иди домой, он не здесь, с нами, а там), и в итоге она сказала мужу, что не хочет переезжать… И она первая женщина в этом романе, которая решила сказать о своём желании мужу и бороться за своё счастье, а не промолчать и страдать. И…уррра, хэппи-энд..? Она конечно останется в любимом доме, только проблемы с нелюбимым мужем это не решает. Или может это произведение о взаимоотношениях детей и родителей? В общем, если кто-то понял, о чём книга, пожалуйста, объясните, может я за всем «эпатажем» этого произведения просто не заметил суть.

Подводя итоги, сложилось впечатление, что я далеко не целевая аудитория этой книги, поэтому и понять её мне не суждено, как бы я ни пытался. Увы.