Больше рецензий

10 мая 2024 г. 09:37

118

4 «Но лучше ходить в отрепьях и жить в лачуге, только чтобы оно было мое, а не чужое»

Я потерял все в этом мире, так неужели же мне еще и озлобиться?

«Хижина дяди Тома» написана в 1852 году, однако это не слишком-то ощущается. Периодически некоторые монологи и события кажутся в чём-то наивными и несколько пафосными, ощутима конкретная позиция автора. С другой стороны, эта книга появилась с конкретной целью — обратить внимание на рабство, на то, насколько безумно обращаться с другими людьми как с вещами, как с низшими существами, неспособными на те же чувства, что и белые господа. Некоторые герои так и говорят — ну что вы хотите, эти чёрные никогда не поймут нас, они не могут иметь высоких чувств, они понимают только кнут, они ленивы, наглы, их нужно держать в узде.

Видела несколько раз, как книгу называли бестолковой, неактуальной, мол, теперь уже всё не так. Не согласна. Замените основные характеристики «белые» и «черные» — и станет вполне злободневно. А в некоторых случаях можно и не заменять.

Я готов работать день и ночь, работать до последнего вздоха, но против совести своей не пойду, хозяин, никогда не пойду.

В книге силён мотив не только аболиционизма, но и христианства. Конечно, это будет близко не всем (и я в их числе), однако к самому Тому прониклась уважением. Он сдержан, разумен, следует своим принципам и убеждениям. Не каждый сможет переносить моральные и физические унижения и не ломаться. Подобные разговоры даже встречаются: Тома просят поддаться, подумать о себе, а не помогать всем окружающим, рискуя собой. Или напоминают, что его совесть никому не нужна. Он же считает иначе. И благодаря этому мне очень полюбился; живёт так, как считает правильным, помогает окружающим, не требуя ничего взамен, не преумножая зло.