12 мая 2024 г. 21:19

19

4 Есть претензии к подходу

Книга сама по себе очень интересная, поскольку автор сумел привлечь внимание подходом к проблеме, во многом построив повествование как в настоящем детективе. Сложные и вряд ли кому интересные направления современной науки, такие как археология и лингвистика, в результате данного расследования Дэвида Энтони, как это ни странно, заинтриговывают. Я, например, даже не подозревал о необычных особенностях видоизменения речи, которые сушествуют у всех народов и во всех языках одинаковы. Кроме того в первых главах приводится много интересной информации о древности хеттского языка и его разлиячии с другими индоевропейскими языками, возникшими позже. Сегодня не все знают, что ни тохарский язык, ни ведийский санскрит не являются самыми древними индоевропейскими языками, поскольку до них был еще и хеттский, который тем не менее в корне отличается от них. Автор интересно рассуждает и о проблеме прочной связи между сознанием человека и языком, как средством для выражения мыслей, приводя примеры необычных особенностей индоевропейских языков с языком народа хопи в Аризоне.

Но вот, открывая 4 главу, читаю фразу, которая меня покоробила, если честно: до 4000 года до н.э. не существовало ни шерстяной ткани, ни колесного транспорта. Откуда такая уверенность автора? А от того, что древнее 4000 лет до н.э. археологи не находили образцов тканей. Можно ли на основе этого факта делать такие далеко идущие выводы? На мой взгляд никак нет. То же самое и с повозками. Вы можете себе представить, что такие цивилизации как древние Шумеры, Египет, Китай не знали ни колеса, ни шерсти? Я больше чем уверен, что и шерсть и колесо существует на земле столько же, сколько существует человек. И если археологи не смогли пока это откопать, это еще не значит, что ничего этого не было в природе. Автор утверждает, что для шерстяной ткани обязательно нужна генетически модифицированная овца с длинной шерстью, а поскольку такая появилась довольно поздно, значит и ткани не было. Спрашивается, а другие животные такую шерсть дать не могли? Можно предположить или допустить всё, что угодно, объяснив это тем, что у нас недостаточно данных, но как можно утверждать что-либо наверняка о цивилизациях и культурах 6000 летней давности? Вот здесь мне подход Дэвида Энтони не понравился. Разве можно его считать научным? Так обычно поступают все, кто пытается натянуть факты на свои теории.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!