Больше рецензий

13 мая 2024 г. 13:31

72

4.5 Homo homini lopus est

Очень глубокий, отрезвляющий, а временами и морального уничтожающий роман. Который снимает с человека напыление порядочности, раздевает нас на публике и демонстрирует всю нашу духовную наготу. Наготу, которой после "Благоволительниц" никогда более не придётся гордиться или хотя бы не устыдиться.

Роман не о том, как человек совершает плохие поступки и не о том, почему их совершает. Автор ведь объясняет вопрос "почему" едва ли не в самом начале: совершишь ты такой поступок или не совершишь - не вопрос твоего морального выбора, а вопрос случая. Зло в нас заложено с самого рождения и мы готовы вершить его вопреки всем чувствам, морали и воспитанию, если ситуация того потребует. И лишь в этом мы отличаемся: для кого-то "ситуация потребует" - это "долг перед государством", для другого - просто работа, для третьего - вопрос личного спасения.

Возможно именно поэтому у меня главный герой романа доктор Ауэ долгое время не вызывал никаких особенно отрицательных эмоций. А порой даже хотелось, чтобы он выпутался из передряг. Совершенно иррациональное ощущение, если принять во внимание жизнь и род деятельности Ауэ. А причина этого ощущения в том, что главный герой не был ни плохим, ни хорошим, ни добрым, ни злым. Он делал то, что от него требовали обстоятельства. И то, что позволяло его собственное "окно Овертона".

Важнейшая мысль для тех, кому взбредёт в голову вскричать "я так плохо не поступлю, не упаду так низко" - это здравые размышления Ауэ о том, что вас просто миновал тот случай, когда вам ПРИШЛОСЬ бы так поступить. Или, к ещё большему вашему счастью, вас миновала историческая эпоха, когда подобный выбор везде и всюду. И вы, такой порядочный и хороший семьянин, клерк, либерал, стали бы может палачом, может его пособником, а может просто молчаливым соучастником, который просто не хочет слышать стоны из концлагеря и делает вид, что ничего такого не происходит.

Книга, таким образом, — не есть оправдание мерзостей и не сатисфакция фашизма. Она — кричащее напоминание о людской природе, нашей природе. О том, что мы способны не только принять, но и породить абсолютно любое зло. Кто-то ради выживания, кто-то ради карьеры, кто-то ради своего психологического комфорта. И есть ли разница между человеком, лицемерно и ханжески отвернувшегося от ямы с трупами, и того, кто её наполнил своими руками? Только морально взрослый и зрелый человек ответит "нет".

Человек не "расчеловечивается". Во всех мерзостях, убийствах, насилиях, сексуальных извращениях и хождении под себя — и проявляется наша человеческая сущность. Сокрытая, но, несомненно, выползущая наружу, когда случай заставит. Молюсь, чтобы такого случая не было.