Больше рецензий

14 мая 2024 г. 23:03

95

4 Культовый роман Брэма Стокера. Обзор «Дракулы»

Истории о вампирах давно уже стали китчем и вряд ли способны вызвать у читателя чувство страха, скорее чувство скуки и желание закрыть книгу, посвященную этой теме, или выключить очередной фильм ужасов. Можно без преувеличения сказать, что всему, что мы знаем о вампирах и о Дракуле, мы обязаны одному британскому театральному критику, умело смешавшему в своем романе реальные исторические факты и вымысел.

О сюжете

Джонатан Харкер, молодой человек, выучившись на стряпчего отправляется в Румынию, чтобы выполнить свое первое задание. Наставник Джонатана, поручает тому помочь одному румынскому аристократу в приобретении недвижимости в Англии. Аристократ живёт уединенно в замке в трансильванской глуши. Всю поездку с Джонатаном происходят странные происшествия, а местные жители отчаянно пытаются о чем-то его предупредить, но единственное слово, которое ему удаётся перевести с румынского это «дьявол». Его произносят подозрительно часто.

Вскоре молодой стряпчий понимает, что его командировка стремительно превращается в заточение, а у аристрократа по фамилии Дракула на его счёт есть какие-то зловещие планы. Отрезанный от всего мира Джонатан понимает, что выбраться из этой передряги сохранив рассудок, жизнь и бессмертную душу ему вряд ли удастся.

Впечатления

Саспенс, нагнетаемый в самом начале книги приобретает комические (с элементом чёрного юмора) черты. И читателю, и крестьянам очевидно, что Джонатан совершает чудовищную глупость, отправляясь в логово Дракулы. Однако, имя это стало нарицательным не в последнюю очередь благодаря Брэму Стокеру. Валашский воевода не был личностью широко известной, но автор, совместив в романе свои детские страхи, разного рода предания и легенды и наделив жестокого правителя бессмертием и магическими способностями, превратил его в культовую фигуру.

Книга написана в формате дневников и писем, так будто мы читаем реальные исторические документы. Стилизация под документалистику — неотъемлемая черта готического романа, читатель должен поминутно задаваться вопросом: «а что если это не выдумка». Автор не пытается напугать в лоб, через кровавые и жуткие сцены. Наиболее страшные моменты подаются через намёки. К примеру, Брэм Стокер не станет описывать как кого-то съели хищные животные. Ему будет достаточно рассказать читателю, что крики стихли и из тумана вышла стая облизывающихся волков.

Граф Дракула — интеллигентный тип монстра. Он не кровавый мясник с топором, а хитрый манипулятор. Замерзшему путнику он предложит тёплый плед и флягу сливовицы, сытно накормит, спасёт от волков (и точно также нашлет этих волков при попытке к бегству). Несмотря на то, что Дракула обладает невероятной физической силой, битва с ним — это, прежде всего битва разумов.

Готический роман — это ужасы утонченные, написанные с большим изяществом и вкусом. Чтение Брэма Стокера, это своего рода попытка вспомнить времена, когда вампирские истории ещё не превратились в китч и пугали людей по всему миру.

Контекст