DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

16 мая 2024 г. 17:23

171

3.5

Для меня этот роман Гаскелл "лучшим" не стал. Первую половину книги откровенно подмывало просто бросить, но рада, что перетерпела, потом стало даже увлекательно. Но читать было тяжеловато: много социальной несправедливости, подробно о тяготах и нуждах рабочего класса – книга отнюдь не развлекательная.

Мэри Бартон, юная и очень привлекательная юная леди, вопреки воле отца, считавшему, что девушке нечего делать на фабрике, начинает учиться у портнихи. Там за ней начинает ухаживать Гарри Карсон, богатый наследник владельца фабрики. Мэри не испытывает никаких чувств к нему, но ей льстит его внимание и возможность через брак улучшить социальное положение. В то же время верным поклонником Мэри является Джем Уилсон, давний знакомый, искренне и глубоко любящий ее. Любовная коллизия обостряется, когда Мэри отказывает Джему, но вскоре осознает, что это была ошибка. Но тут Гарри Карсона находят мертвым, а в убийстве обвиняют Джема. Мэри придется пуститься в настоящее приключение, чтобы доказать его невиновность.

Мне роман показался неровным. Сначала все указывало на то, что роман будет социальным и глубоко разрабатывать проблемы промышленного города и жизни рабочих. Гаскелл подробно воссоздает картину фабричного производства, отношений фабриканта и работников, анализирует влияние технического прогресса на жизни простых людей. Но постепенно социальная часть отходит на второй план, становится лейтмотивной, а чувства и переживания героини занимают их место. Так что возмущение ряда современников, для которых социальный роман вдруг превратился в сентиментальный, понять можно.

В тексте три ярких женских образа. Сама Мэри, кокетливая, стремящаяся вырваться из оков рабочего класса, совершает ошибки, но в финале, после многих трудностей, обретает счастье. Ее образ, на мой взгляд, связан с двумя важными темами — жертвенности и материнства. Второй образ – Эстер, тетя Мэри, которая, связавшись не с тем мужчиной, становится падшей женщиной и живет в трущобах. Здесь у нас трагическое противоречие внутренней сущности (Эстер внутренне добра, чиста, искренне заботится о Мэри) и внешних обстоятельств жизни. Третья героиня — Маргарет, подруга Мэри, кроткая и милейшая девушка, одаренная певческим голосом, но лишенная зрения, пополняет собой галерею бедных и обездоленных (впрочем, в финале Гаскелл дарит ей счастливый финал).

Увы, не зацепил меня этот роман. "Крэнфорд" все еще сияет на недоступном пьедестале, но и "Под покровом ночи" на фоне внезапно сильно поднялся в моем рейтинге. Наверное, не мой текст. Но у меня в планах еще "Север и юг", а уж потом будем делать выводы.

KillWish

Литературный турнир

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!