Больше рецензий

16 мая 2024 г. 19:56

102

4.5 Ошеломляющая книга: дробящая разум, крошащая душу на частицы

18+

Ошеломляющая книга: дробящая разум, крошащая душу на частицы, перетирающая сердце в труху, но дающая надежду на спасение.

Она заставляет дрожать за судьбы детей, которые оказались во власти невежественных или беспощадных взрослых: родителей, опекунов, знакомых, сект.

Она принуждает к размышлениям и приводит к осознанию, как много боли взрослые приносят самым беспомощным и беззащитным существам – детям.

И она оставляет с внутренними вопросами о человеческой жестокости:
существует ли у неё предел?!
Есть ли красная черта, за которую монстр с человеческим лицом не перейдет?
И КАК может противостоять насилию маленький ребенок?

Психиатр, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Академии детской травмы в Хьюстоне Брюс Перри и журналист, писатель, автор, специализирующийся на неврологии Майя Салавиц, объединили свои силы и получился шедевр.

10 глав о детях.
12 историй о насилии и о реакции мозга и психики на него.
12 судеб, обжигающих сердце.
Истории от первой до последней – трагичные, горькие, уродливые. Живые и снова реальные.

Но это не только и не столько истории, сколько учение о мозге: поэтапное пояснение, причём на пальцах, того, КАК травмирующее событие в детстве влияет на мозг ребёнка и как оно его разрушает, а еще о том, КАК произошедшее отражается на поведении.

Книга обязательна к прочтению педагогам, психологам, социологам, докторам, учителям, сотрудникам детских домов и органов опеки, специалистам сферы защиты детей и каждому, кто имеет хоть какое-то влияние на детей. А это мы все.

Моя задача, как книготерапевта, максимально близко подвести вас к книге, не пересказывая ее, а анализируя.

Чтобы было легче воспринимать информацию, я делю свои мысли на блоки. В этот раз мой анализ еле уместился в 4 блока, поэтому обзорное путешествие будет долгим.

Блок 1 «Как взрослые ломают судьбы детей»

Главный период существования человека – это детство, по многим причинам. Одна из основных заключается в том, что в это время развивается мозг. И важно, чтобы он формировался правильно.
Но чтобы так получилось, ребенок должен расти в здоровой среде и находиться в любящем окружении.
В зависимости от того, КАК ребенок пройдёт этот отрезок жизни и С КЕМ, будет зависеть, произойдут ли в его мозге аномальные изменения или он будет функционировать правильно.

Каждый ребёнок из 12 историй столкнулся с чем-то, что не то что тяжело преодолеть, а трудно даже читать, а тем более осмысливать: пренебрежением; игнорированием его потребностей; эмоциональной отстранённостью родителя; изнасилованием; физическим нападением; убийством, совершенным на его глазах; жизнью в деструктивной секте.
Одним словом, с насилием!

Любой вид насилия меняет человека и его жизнь навсегда. А тем более жизнь ребёнка.
Авторы докажут не только это, но и то, что насилие наносит серьезный урон психике и меняет работу мозга.

Необдуманным бесчеловечным поведением родитель или злонамеренный взрослый «иссушает часть мозга» ребенка, что, в свою очередь, искажает его работу, а иногда и вовсе задерживает его развитие.
Мозг начинает функционировать неверно и повернуть этот процесс вспять либо невозможно, либо настолько трудно, что становится невозможным.

Авторы навсегда развеют миф о «пластичности детской психики», говорящий о том, что события, произошедшие в детстве, не влияют на ребенка.
Они покажут и докажут на 12 историях, что чем младше ребёнок, получивший травму, тем страшнее и необратимее будут последствия.

Насилие подламывает судьбу. Выстоять после того, как оно вихрем пронеслось по тебе и твоей жизни - поистине непростое испытание.
Взрослый, подвергшийся насилию, имеет шансы справиться, но у ребёнка их меньше в разы, а иногда просто нет.
И как отреагирует психика и мозг на травматическое событие – тайна, покрытая мраком неизвестности.

Какие-то взрослые совершают насилие бездумно, не понимая этого, а какие-то делают это вполне осознанно.
Неважно знает человек, что делает или нет, результат в обоих вариантах губительно-непоправимый.
Травма, нанесённая взрослым, останется в мире и сердце ребенка навсегда, до конца его дней.

Я уверена, что любое насилие - это вызов для человека, и, к несчастью, принят и преодолен он будет далеко не каждым. Выйти из насилия (хоть психологического, хоть физического, хоть сексуального) нетравмированным не удастся никому.

Эта трагедия настолько велика, что трудно осознаваема.

И тут я хочу перейти к следующему блоку, немного философскому.

Блок 2 «Как дети будут отвечать за ошибки родителей»

Говорят, что дети будут отвечать за ошибки родителей.
Мысль приобрела особую глубину для меня после прочтения данной книги.

Дети действительно будут за них отвечать: НЕТ, не за те, которые взрослые совершают во взрослом и внешнем мире в настоящее время или совершали в прошлом. За это они будут отвечать самостоятельно.

«Отвечать за ошибки родителей» - это значит, что ребенок будет СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ расплачиваться за те ошибки родителей, которые они допустили в его воспитании.

Ребенок будет всю жизнь исцелять травму, нанесенную взрослым: трансформировать ее, преобразовывать в любовь, работать с ней, бороться, лелеять, лечить, высвобождать, вытанцовывать, выговаривать, договариваться с ней, прощать, забывать, учиться ее принимать, отпускать и снова впускать. И так всю жизнь. По кругу.

Надежды исправить то, что уже сделано, нет.
Нанесённая травма останется в том, кому ее нанесли, навсегда.
Она оставит как внешний след (в поведении), так и внутренний шрам (в душе).

Блок 3 «Невежество уничтожит человечество, а слепота разрушит мир»

Насилие совершается от невежества.
От нехватки ума и необразованности.
От злонамеренности и внутренней агрессивности.
От генетической предрасположенности.
От безделья и скуки.
От нехватки любви.
От бессовестности и бессердечия.

Глупость лечится книгами;
Озлобленность помощью людям и заботой о других. Плюс книгами;
Безделье и скука лечатся занятостью. Дисциплиной. Вдобавок большим объемом книг;
Генетическая предрасположенность меняется усилием воли и обдуманными выборами. Кроме этого, нужно расширять кругозор с помощью книг;
Нехватка любви - это гигантский пласт для работы над собой, но можно начать восполнение любви с книг и ПРАВИЛЬНОГО ЗДОРОВОГО окружения.

И только бессердечие и бессовестность ничем и никак не лечатся.
Но если начать с книг, то, возможно, появится надежда на спасение.

Если мы останемся невежественными в то время, когда знания к нам настолько близки, то мы разрушим этот мир.

Без знаний в вопросе насилия шансы на преодоление и выживание невелики, я бы сказала, равны нулю.
Но имея знания или хотя бы стремление и желание их получить, шанс на полноценную жизнь повышается в сто крат. А вместе с ним появляются и силы, и надежда, и понимание того, что делать с травмой.

Подобные книги - спасение для человечества.

Взрослые, обучайтесь беспрерывно, ежедневно, без устали, всю жизнь, чтобы не разрушить этот мир, свою жизнь и жизнь ваших детей.

Блок 4 «Десятая история»

Я не могу сделать вид, что мои глаза не видят главу 10. Поэтому уделю ей особое внимание и разберу ее как профайлер.

Чтобы анализировать речь автора, я всё же должна обратиться к ее содержанию.

Это история про мальчика Питера из российского приюта, которого в 3-х летнем возрасте усыновила американская семья.

И сразу дам собственную оценку: я не поверила в эту историю.
И не потому, что в российских приютах нет насилия (есть! И не только в приютах. Насилие - это не проблема какой-то страны или нации, любой вид насилия - это проблема человечества! У него нет расы, возраста, пола). А потому, что у меня осталось очень много вопросов. Подниму несколько.

Первый

В книге ВСЕГО 12 историй.

9 из них - это истории отдельных американских семей. Не организаций, не компаний, а конкретных людей той страны, в которой родились и проживают авторы.

Глава N 3 - «Лестница в небо» - это глава о секте «Ветвь Давидова» - очень громкая история, известная на весь мир.
По ней снято 2 сериала, а значит мы можем сделать выводы о ней самостоятельно, опираясь не только на главу в этой книге, но и на факты, находящиеся в открытом доступе.
И Перри имеет к ней прямое отношение - он участвовал в освобождении детей из секты.

Глава N 7 - «Сатанинская паника» - это социальное явление, существовавшее в 1980-х годах в США и некоторых других странах. «Сатанинской паникой» называют моральную панику по поводу существования заговора сатанистов, которые совершают человеческие жертвоприношения, в том числе насилуют и убивают детей. То есть вопрос можно поднять и изучить.
И к этой главе Перри имеет прямое отношение, точнее у него есть личная история: в 1974 году произошло чудовищное убийство его новобрачной жены («Дело Арлис Перри»), которое очень похоже на ритуальное убийство.

И вдруг глава N 10 о российском приюте. Не об отдельной семье и людях, а об организации. Причем другой страны.

И первый вопрос у меня простой: почему авторы сделали такой выбор и написали о российском приюте, а не об американском? Какое отношение они имеют к России?

Авторы пишут:

«В сущности, Питера содержали на «детском складе»: в большом, ярко освещенном помещении с другими 60 младенцами, уложенными на идеально дезинфицированных кроватках, стоящих прямыми рядами…»

«В этом приюте малышей держали в кроватях с решетчатыми стенками. Они не могли научиться ходить и даже ползать, только ворочались с боку на бок»

«… по правде говоря, Питер и другие дети, жившие в этом приюте, сталкивались с равнодушием и пренебрежением»

Допустим. Тогда, по правде говоря, у меня возникли следующие вопросы:

Сколько раз авторы были в России?
Сколько раз ими был посещен данный приют?
Перри и Салавиц пишут о том, что видели собственными глазами?
Или, неужели так случилось, что история написана про «детский склад» и пренебрежение к детям с чьих-то слов?

Лично я не нашла в их биографиях факта приезда в Россию или проживания в ней.

Второй вопрос

Родители пришли на приём к Перри, когда Питеру было 7 лет (забрали они его из России, когда ему было 3). На момент их встречи воспитанием мальчика приемные родители УЖЕ занимались на протяжении 4-х лет. Это раз.

Два: с ребенком работала целая армия специалистов, Перри говорит: «когда они привезли мальчика домой, то стали работать с логопедами, консультантами по развитию речевых навыков, специалистами по трудотерапии, психиатрами и врачами общего профиля, которые могли помочь ему наверстать упущенное»

КАК так получилось, что результатом ТАКОЙ большой работы с такой серьезной командой стал еще один психиатр спустя 4 года воспитания?

Почему произошла смена команды? Куда делись предыдущие врачи и психиатры? И что именно делали они и родители, что пришлось обратиться к другому психиатру? Это же тоже повлияло на ребенка?

Третий

Перри пишет, что проблемы с поведением ребенка усилились в 6 лет, как только Питер пошел в детский сад.

Перри: «когда я просматривал его историю, мне вдруг стало ясно, что самых больших успехов Питер добился в первые 3 года после приезда в США (то есть, с 3-х до 6 лет). Тогда он ПРОВОДИЛ ВРЕМЯ НАЕДИНЕ С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ С ДРУГИМИ ВЗРОСЛЫМИ»

Вопрос: почему ребенок с 3-х до 6 лет не был в социуме и не общался с ровесниками?!

Перри: «Но, когда Питер начал ходить в детский сад, его прогресс резко замедлился, а проблемы с поведением усилились. Мать интуитивно понимала, что, несмотря на шестилетний возраст, он находится на уровне развития двухлетнего малыша…»

«Питер хорошо развивался в замкнутом мирке приемного дома, где общался со взрослыми людьми…»

Почему ребенок находился «в замкнутом мирке приемного дома»?
У ребенка НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ проблем со сверстниками и с поведением, если он на такой важной стадии развития на протяжении 3-х лет (!) общался только с родителями и какими-то взрослыми. Он на 3 года выпал из социума, утратил социальный опыт.
(В таком случае, российский приют тут УЖЕ ни при чем, тут при чем приемы воспитания новых родителей Питера).

Четвертый

Перри называет приемных родителей Питера замечательными на протяжении всей главы.

Вот как замечательные родители общаются с ребёнком:

«Сядь, Питер» - сказал папа.
Тут же «Питер, встань и поздоровайся с доктором» - велел папа.
«Встань, Питер» - твёрдо повторил папа, с усталостью и раздражением.

Это не общение, а отданные приказы, причём разного контекста:
«Сядь»
«Встань».
Так что же делать?

Если бы со мной так общались родители, то я, так же, как и Питер, стала бы «обнюхивать всех незнакомых мне людей»

Убедить лично меня, что виноват в травме Питера ТОЛЬКО российский приют, авторы не смогли.

Но несмотря на мое строгое и требовательное отношение к главе 10, я назову эту книгу не просто ошеломляющей, а гениальной.
Такие книги меняют коллективное сознание и двигают планету вперед.

В начале рецензии я сказала, что эта книга дает надежду на спасение.
Но надо понимать, что спасения без знаний, не достичь.

Передавайте эту книгу друг другу, потому что, чем больше людей будут иметь эти знания, тем безопаснее всем нам будет идти по общей дороге жизни.

Последнее слово даю авторам:

«Развитие мозга зависит от использования его возможностей: вы либо пользуетесь нейронными связями, либо теряете их»

«Для того чтобы ребёнок вырос добрым, щедрым и сочувственным, к нему нужно относиться точно так же. Наказание не может воспитать эти качества. Нам нужно устанавливать границы, но если мы хотим добиться от детей хорошего поведения, то должны хорошо обращаться с ними»

«Нам нужны программы и ресурсы, в которых есть понимание того, что наказание, насилие и лишения лишь повторно травмируют детей и усугубляют их проблемы»

«Нестабильная забота, перемежавшаяся с периодами полного невнимания, - худший кошмар для ребёнка. Мозг нуждается в упорядоченной и регулярной стимуляции для правильного развития»

«Подвергнуть человека хроническому страху или стрессу - все равно, что ослабить тормозную систему автомобиля…»

«Если дети не получают любви и внимания в раннем возрасте, то это изменяет их мозг»

«Мозг - это летописец, сохраняющий наши личные истории»

«Чем более здоровые отношения имеет ребенок, тем скорее он будет восстанавливаться после пережитой травмы. Взаимоотношения – это сила перемен, а самая мощная терапия – это человеческая любовь»

Страничка книготерапевта