Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

17 мая 2024 г. 04:21

370

5 "О недоразумение, о слепота..!"

Дело в том, что это не рассказ и не записки.

Удивительно красивое произведение Достоевского. Я даже не знаю рассказ ли это. Это какой-то новый жанр или форма. Если бы я до этого рассказа ничего не знала о Достоевском, то после "Кроткой" автор сразу стал бы моим любимым, и я бы ринулась читать другие его произведения.
Впрочем, Фёдору Михайловичу тоже показалось, что рассказ необычный и он назвал его фантастическим, хотя в рассказе нет элементов фантастики. В нём есть определенные допущения, которые не могли случиться в жизни: не мог стенограф записать мысли человека у гроба жены, совершившей самоубийство. Но Ф.М. так реалистично передаёт психологию героев, их взаимоотношений, страданий и переживаний, что складывается ощущение, что история была подслушана, застенографирована, а Достоевский гениально расшифровал запись.
У меня при чтении дыхание от волнения и достоверности перехватывало: почему он так с ней? зачем он её мучает, а заодно и себя? И как в финале "Анны Карениной" у меня была полная уверенность, что никакого другого исхода для Анны нет, кроме как броситься под поезд. Так и в "Кроткой" я словно слышала мысли героини и никак не могла её остановить от шага окно, шага, несущего единственно возможное гибельное освобождение.
Нет, ничего общего между Анной Карениной и Кроткой (у героини рассказа имени нет). Только в том, что Толстой и Достоевский смогли проникнуть в мою душу, раскрыв тайны душ своих отчаявшихся героинь. И в основе этих двух литературных самоубийств лежат реальные трагические случаи, о которых они слышали и читали. Меня тоже сопровождала реальная трагедия: в тесной близости от меня в тот день, когда я читала "Кроткую", произошла жуткая трагедия - подросток погиб, выпав из окна.
А вот кого мне напомнила Кроткая, так это Настасью Филипповну Барашкову. Читаю мрачный и страшный в своей прозаичности эпизод с белым гробом, узнаю новое для себя слово "гроденапль", пытаюсь сочувствовать растерянному мужу, который не в состоянии собрать свои мысли в кучку у гроба жены-самоубийцы, а в моей голове яркая финальная сцена из романа "Идиот". Словно это Настасья Филипповна лежит в гробу и то ли Рогожин, то ли князь Мышкин проваливается в свои воспоминания.

Князь глядел и чувствовал, что, чем больше он глядит, тем еще мертвее и тише становится в комнате.

Есть особая вязкая тишина рядом с недавно умершим близким человеком, когда мозг ещё не способен осознать (и никогда не сможет) произошедшего.
Вернёмся к Кроткой. Кто был он и кто была она.
Достоевский оставил главных героев безымянными.
Он - ростовщик сейчас, а в прошлом штабс-капитан. Нелепая случайность вынудила его выйти в отставку, оставить свой полк, карьеру. Трагедия судьбы нашего героя в том, что его осудили по приговору офицеров, с которым он не захотел согласиться. Тяжесть того, что его считали трусом, что ему пришлось стать ростовщиком, заниматься тем, что он считал низким, мешала ему жить.
Она - шестнадцатилетняя девушка, оставшаяся без родителей, жившая бедной родственницей у тёток, от бедности приносившая вещицы для сдачи под залог. Пошла за ростовщика от безысходности.
Они поженились. И ростовщик почему-то решил выместить свою об обиду на весь мир на своей кроткой жене, молоденькой несчастной девушке. Как я ненавидела его за его молчание, за его жестокую сухость по отношению к Кроткой. Он осознано стал для своей жены тираном не в силу своего характера или воспитания, а потому что он так решил. Ему глупо казалось, что так будет правильно. Облагодетельствовал бедную девушку и хотел подчеркнуть её униженное положение, как когда-то унижали его.

Главное, она с самого начала, как ни крепилась, а бросилась ко мне с любовью, встречала, когда я приезжал по вечерам, с восторгом, рассказывала своим лепетом (очаровательным лепетом невинности!) всё свое детство, младенчество, про родительский дом, про отца и мать. Но я всё это упоение тут же обдал сразу холодной водой. Вот в том-то и была моя идея. На восторги я отвечал молчанием, благосклонным, конечно… но всё же она быстро увидала, что мы разница и что я — загадка. А я, главное, и бил на загадку! Ведь для того, чтобы загадать загадку, я, может быть, и всю эту глупость сделал!

Была ли Кроткая кроткой? В моём понимании кротости, да. Пусть героиня не безропотно всегда терпела свои обиды, но она показала свою доброжелательность и отходчивость, она справилась со своими эмоциями, она смогла простить, а главное, увидеть ошибки ростовщика. Меня поразили её ум и честность, её умная душа. Она такая отважная, так правильно всё видит и понимает. Она настолько целостная, в ней как-то всё хорошо. Ему она всё смогла простить, не смогла она смириться с собой.
Не удивительно, что с героем произойдёт перерождение, когда он сможет увидеть душу своей жены. Окончательно спадёт пелена после болезни Кроткой и... пения.

Она пела вполголоса, и вдруг, поднявшись, голос оборвался, — такой бедненький голосок, так он оборвался жалко; она откашлялась и опять тихо-тихо, чуть-чуть, запела…

Сцена, когда ростовщик бросается в ноги своей истощенной от болезни и потрясений жены, поражает не его перерождением, а тем, что он продолжает её не видеть. Внешне он многое увидел, только свой восторг заслоняет главное. Сначала ему мешала обида, потом восторг от того, что обнаружил любовь в своём сердце. Правда герой считывает удивление и страх жены, и не видит, что она не может ему поверить.

Она смотрела на меня большими глазами. Эта строгость, это строгое удивление разом так и размозжили меня: «Так тебе еще любви? любви?»

Он мог бы увезти её на лечение в Булонь, предвосхищать все её желания, любить и молить о прощении обид, нанесенных его жестоким молчанием. Но смогла бы ли она простить себя? Она и не смогла.

Господа, я далеко не литератор, и вы это видите, да и пусть, а расскажу, как сам понимаю.

Повторяю вслед за нашим героем. Я ни разу не литературовед и всё, что я тут написала мне самой кажется ересью для достоевсковедов, но рассказала, как сама почувствовала. Может быть восторг помешал передать мысли.

Комментарии


Спасибо за рецензию, Вика!) Мне тоже очень нравится эта повесть.

он назвал его фантастическим, хотя в рассказе нет элементов фантастики.

Достоевский ведь считал, что нет ничего фантастичнее действительности.

Он осознано стал для своей жены тираном не в силу своего характера или воспитания, а потому что он так решил.

Мне кажется, что он так решил, потому что страдал скрытым нарциссизмом. Но я это поняла только в результате изучения нарциссического расстройства личности, после чего и написала рецензию на "Кроткую". А до этого герой у меня даже сочувствие вызывал, так как я не очень понимала, что это было. Теперь же я считаю, что это было нарциссическое насилие.

ростовщик почему-то решил выместить свою об обиду на весь мир на своей кроткой жене, молоденькой несчастной девушке.

Любому злокачественному нарциссу необходима жертва, чтобы пить из неё кровь. Герой ломал жену и наслаждался выжатыми из неё психоэмоциональными ресурсами.

Сцена, когда ростовщик бросается в ноги своей истощенной от болезни и потрясений жены, поражает не его перерождением, а тем, что он продолжает её не видеть.

На мой взгляд, это была лишь игра в любовь, притворство и манипулирование. Иначе говоря, это был новый виток стандартного цикла нарциссического абьюза. Классика жанра. А думал эгоцентричный герой, конечно, только о себе, а не о жене. Вряд ли он способен на подлинные чувства.


Достоевский ведь считал, что нет ничего фантастичнее действительности.

И я в этом с ним согласна)

Мне кажется, что он так решил, потому что страдал скрытым нарциссизмом. Но я это поняла только в результате изучения нарциссического расстройства личности, после чего и написала рецензию на "Кроткую".

Людмила, мне нравятся ваши рецензии с глубоким анализом литературных нарциссов. С интересом их читаю. Сама я плохо разбираюсь в симптомах таких проявлений личности. В моём представлении нарцисс это тот, кто склонен к самолюбованию. Не знала, что он ещё тиран и ему нужны жертвы.
Но герой вроде не склонен к самолюбованию. Ему даже можно посочувствовать. Хотя он, конечно, наслаждался своей "победой", но он же обманывался, никакой "победы" не было. Кроткая оказалась намного умней и честней его. Его несчастья, конечно, не оправдывают его поведения с женой.

Герой ломал жену и наслаждался выжатыми из неё психоэмоциональными ресурсами.

Это да((

это была лишь игра в любовь, притворство и манипулирование.

А я поверила в его перерождение, в его удивление, когда он обнаружил любовь в своём сердце. Кроткая его исцелила и он поверил в себя (случай с пистолетом).
Думаю, что он теперь будет жить иначе.. но не представляю, как ему жить после такого...
Спасибо за внимание к рецензии, Людмила!


Спасибо за интересный отзыв, забираю себе в лист повесть!


Спасибо, что прочитали. Надеюсь, что не разочаруетесь)