Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 декабря 2014 г. 20:34

2K

5

Одна из ключевых историй во всей литературной истории человечества. Остановлюсь на тех ее моментах, которые показались мне наиболее выразительными:

Тема первая: Мать и Общество

Во-первых, интересно проследить эволюцию отношения мамы-утки к своему народившемуся уродцу, а ведь поначалу-то отнеслась к нему совершенно по-матерински:

— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, мой он, мой родненький… Да он вовсе и не дурён, как посмотришь на него хорошенько.

И дальше, она ведь поначалу защищает его:

— Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.
— Это никак невозможно, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив — это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других.

А потом вдруг следует престранная строчка:

Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза б мои на тебя не глядели!”

Что же случилось? А случилась одна очень простая вещь – семейство слишком долго пробыло в Обществе (в роли которого несомненно и выступает Птичий Двор), и бедная мама не выдержала давления «общественного мнения», вполне восприняв его как свое собственное, - что случается сплошь и рядом. Еще только что ей хотелось защищать утенка, теперь же она вполне согласна с тем, что лучше бы его переделать. Так уж нередко получается, что, приняв нормы общества, перестаешь быть человеком…

Тема вторая: Мир и мирок

Далее, напомню, утенок, еле-еле пережив встречу с охотниками, оказывается в избушке, в которой живут старушка, кот и курица, полагающие себя «половиной всего света, и притом лучшей половиной». Курица преподносит утенку незабываемый философский урок:

- Ах, плавать так приятно! – сказал утенок. – Такое удовольствие нырять вниз головой в самую глубь!
- Вот так удовольствие! – сказала курица. – Ты совсем с ума сошёл! Спроси у кота – он умнее всех, кого я знаю, - нравится ли ему плавать и нырять. О себе самой я уж и не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки госпожи, умнее её никого нет на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?
- Вы меня не понимаете, - сказал утенок.
- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет? Ты, что ж, хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне?

Надо сказать, курица не так уж глупа. Она наблюдает и делает выводы. В ее мире никто плавать не любит, значит, и во всем мире никому не следует любить плавать. Логика, пусть не железная, но вполне практическая. Да уж мирок-то ее невелик, - скажете вы! Верно, но не все ли мы поголовно так любим сузить свой мир, что он начинает напоминать мирок этих вот старушки, кота и курицы; да еще хорошо, если курица в этом мирке все же принимает в расчет кота со старушкой; некоторым «курицам» вполне достаточно и себя самих. И тогда уже всякий, кто не несет яйца, одновременно несет некую смутную угрозу, и уж во всяком случае относится к «худшей половине мира». Да, помните о мире вокруг вас, не превращайте его в мирок внутри себя. Не все, чего вы не видите, не существует. Не все, чего вы не любите, не стоит любить. Не всех, кого вы не знаете, не стоит и знать.

Тема третья: Явление лебедей

Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из кустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц, утёнок никогда еще не видал таких красивых: все белые как снег, с длинными, гибкими шеями.
Это были лебеди. Издав странный крик, они всплеснули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море. Высоко-высоко поднялись лебеди, а бедного утёнка охватила непонятная тревога. Волчком завертелся он в воде, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Ах, он не мог оторвать глаз от этих прекрасных, счастливых птиц, а когда они совсем скрылись из виду, нырнул на самое дно, вынырнул и был словно не в себе. Не знал утёнок, как зовут этих птиц, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал; ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они.

Представьте себе маленького мальчика, который тянется к знаниям, но которому довелось расти в грубом мире, где знания никому не нужны, и где ценится только житейски-полезный труд. И вот вдруг этому мальчику попадается на глаза – книга! Он заглядывает в нее и начинает читать – мысли, излагаемые автором непонятны ему, но он жадно впитывает их, он оказывается где-то рядом с реальностью, к которой инстинктивно тянется, но которой пока что еще не понимает. Может, он и читать-то еще толком не умеет, но не читать он не может. Там – его мир. Вот что такое «Явление лебедей» - пробуждение инстинктивной тяги к Прекрасному, пусть и в самых неподобающих для этого условиях.

Тема четвертая: мнимое спасение

Далее, утёнок, как и полагается всякому добросовестному литературному герою, оказывается на волосок от гибели. Но его спасает от смерти… в общем:

Рано утром мимо проходил крестьянин. Он увидел примерзшего ко льду утенка, разбил лед своим деревянным башмаком и отнес полумертвую птицу домой к жене. Утенка отогрели.

Да, отогрели утёнка, и что? Ничего. Буквальным образом ничего не изменилось, и почти тут же его начинают шпынять – всё как и прежде. Этот момент поражает, но это очень жизненный момент. Человеку мало жить, он должен знать ради чего и с кем ему жить. В противном случае, что ты жив, что мёртв – невелика разница. Мало вытащить человека из петли, надо еще вытащить его из жизни, которая сунула его голову в петлю.

Тема пятая: Превращение

Утенок выбрался из камышей, где он прятался всю зиму, взмахнул крыльями и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего, они зашумели и подняли его над землей. Не успел он опомниться, как долетел уже до большого сада.

Надо сказать, что утёнок и сам не заметил, как он превратился в лебедя. Вы еще помните о маленьком мальчике с тягой к знанию? Представьте, что он получил-таки доступ к книгам и весь погрузился в учебу. День за днем, год за годом, но он, наконец, взлетел, так этого и не заметив. Он уже знает много больше тех людей, которые кажутся ему недосягаемо-образованнее, чем он сам, но сам он еще об этом не знает. Грядет…

Тема шестая: Явление лебедям

Ну, тут все просто, точнее – не очень. Итак, утёнок показывается лебедям, и сам оказывается лебедем, да еще и самым прекрасным из всех.

— Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!
И старые лебеди склонили перед ним головы.

Что же, наш мальчик-самоучка поразил всех профессоров, да вот простят ли ему профессора его превосходство, склонят ли перед ним свои седые головы? Не знаю, не знаю… Да, в жизни, и оказавшись среди белых лебедей, все еще можно прослыть белой вороной. Но это уже другая сказка. Эта же сказка – со счастливым концом.

Комментарии


Мораль "Гадкого утенка" - из тебя получится лебедь и тебя всегда примут к себе в тусовку голубые


С лебедями понятно, с голубыми - непонятно...


Красота как созерцательный инструмент. И не только. Как у Дориана Грея


А в конце его там лебеди обнимают, а не лебедихи


Ну, а как бы это в сказке-то прозвучало: "А лебедихи плавали вокруг и гладили его клювами":)


Не знаю. В "Снежной королеве" почему-то одни женщины. Вот я и думаю - почему. Принц не годится - он примак. Разбойники тоже - они ничего не решают


Я тоже не знаю, но и не думаю об этом:)


Совпадение смешное. Примерно неделю назад я скачал "Снежную королеву". Вероятно, это связано со снегом на улице


Я тоже как раз сейчас буду перечитывать, раз уж крепко взялся за Андерсена.


Так-то лебедь, - скорее она, чем он.


А может, как в старом анекдоте, иногда сон - это просто сон, а банан - это просто банан? :)


Так ведь я не предлагаю каких-то заумных интерпретаций, основой везде является текст. Сама же сказка является именно сказкой, естественно, она и должна читаться просто как сказка, а всякие ассоциации - это уже потом:)


Я вовсе не возражаю, просто вывожу вас на более полное раскрытие вашего же впечатления :)


Вообще вспомнился Достоевский, из села Степанчикова:

"Намедни прихожу – лежит книга; взял, из любопытства, развернул да три страницы разом и отмахал. Просто, брат, рот разинул! И знаешь, обо всем толкование: что, например, значит метла, лопата, чумичка, ухват? По-моему, метла так метла и есть; ухват так и есть ухват! Нет, брат, подожди! Ухват-то выходит, по-ученому, не ухват, а эмблема или мифология, что ли, какая-то, уж не помню что, а только что-то такое вышло… Вот оно как! До всего дошли!" :)


"Чазов осторожно ответил, что впереди зеркало. Брежнев некоторое время задумчиво молчал, а затем – видимо, под влиянием возникшей ассоциации – перевел разговор на ленинскую теорию отражения, которая, по словам генсека, любившего иногда приоткрывать своим приближенным мрачные тайны марксизма, была на самом деле секретной военной доктриной, посвященной одновременному ведению боевых действий на суше, на море и в воздухе". В. Пелевин, "Бубен нижнего мира"


"Мы спрашиваем: дана ли человеку, когда он видит красное, ощущает твердое и т.п., объективная реальность или нет? Этот старый, престарый философский вопрос запутан Махом. Если не дана, то вы неизбежно скатываетесь вместо с Махом в субъективизм и агностицизм, в заслуженные вами объятия имманентов, т.е. философских Меньшиковых. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии". Ленин. "Материализм и эмпириокритицизм".


«Социализм – это строй цивилизованных кооператоров с чудовищным Распутиным во главе, который копируется и фотографируется не только большими группами коллективных пропагандистов и агитаторов, но и коллективными организаторами, различающимися по их месту в исторически сложившейся системе использования аэропланов против нужд и бедствий низко летящей конницы, которая умирает, загнивает, но так же неисчерпаема, как нам реорганизовать Рабкрин».

Над текстом, выложенным золотыми буквами, был картуш с золотым остробороденьким профилем и полукруглое слово «ЛЕНИН», обрамленное двумя оливковыми ветвями из фольги".

В. Пелевин, "Омон Ра"


"У нас, мне кажется, недостаточно обращается внимания на кооперацию. Едва ли все понимают, что теперь, со времени Октябрьской революции и независимо от нэпа (напротив, в этом отношении приходится сказать: именно благодаря нэпу), кооперация получает у нас совершенно исключительное значение. В мечтаниях старых кооператоров много фантазии. Они смешны часто своей фантастичностью. Но в чем состоит их фантастичность? В том, что люди не понимают основного, коренного значения политической борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров. Теперь у нас это свержение состоялось, и теперь многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью". Ленин. "О кооперации".


"Иван обернулся и увидел секретаря совкома Копченова, зашедшего,
видно, со стороны памятника, чтобы послушать живой разговор в массах.
Копченова Иван видел пару раз на заводе - это был небольшой плотный
человек, совершенно неопределенного вида, носивший обычно дешевый синий
костюм с большими лацканами, желтую рубашку и фиолетовый галстук. Раньше
он работал в каком-то банке, где украл не то двадцать, не то тридцать
тысяч рублей, за что его частенько поругивали в печати.
- Послушал я вас, ребята, - сказал Копченов, потирая руки, - и
подумал - ну до чего ж у нас народ талантливый... Как это ты, Валерий,
диалектику с повседневной жизнью увязал - ну, хоть сейчас в газету. Будем
тебя в следующем году в народные соловьи выдвигать..."
В. Пелевин, "День бульдозериста"


"Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему, самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)". Ленин. Письмо к съезду 24 декабря 1922.


"В обсуждении данного вопроса Сталин проявил характерные для него твердость и упорство. Он был уверен, что американцы уже обнаружили оружие возмездия, но держат это в тайне. Сталин, как вспоминают очевидцы, был настолько раздражен даже простой возможностью такого поворота событий, что впал в тяжелую депрессию и срывал свою злобу на всех, кто попадался ему под руку, — так, например, маршала Конюшенко, опоздавшего к началу вечернего совещания, вместо обычного в таких случаях штрафного стакана ждало следующее: его одели в рыцарские доспехи XIV века, стоявшие в одном из коридоров здания советской резиденции, и сбросили с крыши в декоративный пруд с карпами, после чего Сталин из окна произвел по нему несколько выстрелов из двустволки, а какой-то пьяный тип, державшийся со Сталиным запанибрата, плюнул в маршала стальной оперенной иглой из духовой трубки; к счастью, игла отскочила от забрала. (После госпиталя маршал был награждён орденом Александра Невского и сослан на Дальний Восток; обходя этот эпизод молчанием, маршал в своих воспоминаниях неоднократно возвращался к низким боевым качествам немецких танков, что, на его взгляд, объяснялось недостаточной толщиной брони.)"
В. Плевин, "Оружие возмездия"


«- Только вот, понимаешь, Казарян…
- Так что Казарян?
- Немножко увлекается, немножко…Немножко оставил себе в выигрыше. Ну, 5…10 тысяч.
- Ай, яй яй яй яй! Товарищи Кравчук! Надо разобраться с товарищем Казаряном. Срочно – одна нога здесь, другая там!
- Так уже сделано. Одна нога Казаряна тут, другая в Чикаго. А голова ваще в Филадельфии!
- Ха-ха-ха… Голова в Филадельфии…Ха-Ха-Ха…Надо непременно помочь вдове товарища Казаряна и его сироткам. Непременно. И к делу, товарищи, к делу, к делу» :)
Ленин. «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди».


Постмодернизм в массы!


Куда его еще... :)


А ведь началось все с "Гадкого утёнка" :)


Да, интерпретация может завести очень далеко :)


Хахаа)) Потрясающая рецензия! Спасибо!


Спасибо за отзыв!


И я бы добавила - не менее замечательные комментарии)


Комментарии вне конкуренции:)