Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

17 декабря 2014 г. 01:04

193

3.5

У меня были кое-какие сомнения перед чтением «Фараона» Болеслава Пруса, которые после еще укрепились, поэтому я, в общем, заранее представляла, какого труда мне будет стоить прочитать «Синухе». Ожидания оправдались в полной мере – книга оказалась категорически не моей.

Роман представляет собой записи Синухе – пятнадцать свитков египетского врачевателя, который с высоты прожитых лет окидывает взглядом пройденный жизненный путь, начиная от того, как он был найден приемными родителями в корзинке, плывущей по реке (знакомый, однако, сюжет), вырос и встретил свою роковую судьбу, зовущуюся славным именем Нефернефер (ох уж эти женщины) и был выброшен в водоворот жизни, то есть беспрестанных возвышений и падений. На фоне жизни Синухе явственно просматриваются история и культура Египта и окрестных земель.

Вне всякого сомнения, роман будет интересен тем, кто способен поддаться чарам Древнего Египта и не обращать внимания на большей частью разгильдяйскую жизнь главного персонажа, который всю дорогу неизбежно напоминал мне Рамсеса все из того же «Фараона», даром, что они мало чем схожи. Вообще, оба романа слились для меня в какую-то общепотоковую тягучую массу, воспринимать которую было хоть и несложно, но очень скучно. Примешанные к «Синухе» библейские и греческие мифы интереса тоже не прибавили, хотя признаю, что Мика Валтари постарался на славу, сплетая повествование из столь разных историй и элементов, в конечном итоге спаянных в единую линию.

А ведь казалось бы, что еще нужно? Такой красочный и глубокий набор, живые персонажи, путешествия, приключения, даже моя любимая Вавилония. Но – нет.

Делаю вывод: роман хороший, но лично мне от новых знакомств с литературой о Древнем Египте следует отказаться. Эпоха, которой я прониклась классе этак в пятом, в настоящее время не находит во мне абсолютно никакого отклика и предстает выцветшей и безынтересной картиной.

Комментарии


Рискну показаться навязчивым, но предложу для рассмотрения эпоху из другой оперы, но очень она мне кажется интересной - вторая половина 17 века, Восточная Европа (переплетение и временами столкновения олигархической Польши, своеобразно- восточных Крыма и Турции, полукриминального запорожского казачества, северной трудолюбивой Швеции и таинственной Руси-матушки). Книг хороших по этой теме немало.


Кстати, точно такое же, как и у вас, впечатление осталось от "Фараона" Пруса и от нескольких"египетских" книг Хаггарда. Немотря на всю свою симпатию к теме Древнего Египта.
На счет себя точно знаю, что не тема Египта исчерпала себя, а то, каким лубочным его подают некоторые европейские писатели. Уж не знаю почему, но сложилась такая мода- если Египет, то непременно лубочно, растянуто- трагично, нудно-фаталистично, с периодическими восклицаниями в духе "О брат мой!"(в общем, напоминает индийские фильмы по части потерянных(с горестными воплями) и обретенных(с радостными танцами) братьев и сестер.) И все это сверху сдобрено некоторым количеством египетской мифологии и бытовых реалий(Но часто весьма не к месту и про достоверность я чаще всего молчу.)
Так что коктейль получается пресный и душный.
Что касается меня, то я не отчаиваюсь, что приличная художественная литература на тему Древнего Египта попадет мне в руки. А вышеупомятнутый лубочный стиль написания (а до кучи и сюжета) я научилась "чуять за версту"(Определять по трем-пяти подряд следующим открытым наугад страницам.) А вообще, мне лично пока хватает музеев, мне как-то это значительно ближе, чем художественный вымысел. Ну и для тех, кому тема действительно интересна , могу посоветовать египтологию. Если уж нет желания вдаваться так глубоко, вполне можно ограничиться книгами по истории искусств(Там всегда присутствует раздел про Лревний Египет). Всяко больше впечатляет, чем вымысел(разнообразного качества).