Больше рецензий

20 января 2015 г. 19:02

369

5

Автору, несмотря на статус стороннего наблюдателя, блестяще удается отразить в своем произведении характер и колорит многоликой страны с большим количеством совершенно непохожих друг на друга регионов, в которой переплелись разные религии, народы и судьбы людей разных слоев: от монархов и завоевателей до ремесленников и путешественников; страны разных культур, где соседствуют доисторические рисунки Альтамира, «римские слои» испанских городов (например, Барселоны), памятники христианской и мусульманской эпох и современная архитектура.
Начинается произведение с анализа бытия жителей «викторианской» Испании, а именно жителей Мадрида (автор усматривает аналогию при сравнении нравов британского общества викторианской эпохи и испанского общества времен Франко).

«Женщины Мадрида, когда они проходят мимо парами и тройками, и редко с мужчиной, имеют воинственный, церемонный, чопорный вид. Они, … когда проходят по улице, даже на единый миг не позволяют своим глазам встретиться с глазами мужчины. Благопристойность полная и отчетливо викторианская… Вероятно, ярче всего викторианство Испании отражается на детях, и лучшее место понаблюдать за ними — великолепный парк Ретиро, сад при дворце XVII века, с величественными аллеями и гротами по берегам озер. Однажды утром я сидел там, разбираясь в своих первых впечатлениях от Мадрида и наслаждаясь звуками садовничьего шланга, скользящего по жестким листьям канн, и услышал детский голос, где-то далеко за деревьями: «Хуанита!» — и затем более повелительно: «Хуан-ит-а!», а потом некий предмет пронесся через тропинку и врезался в мои колени. Я обнаружил, что держу деревянный обруч, и не смог припомнить, когда я видел такой в последний раз. Владелец обруча появился почти сразу же. Это был мальчик лет девяти, одетый в белый матросский костюмчик с якорями, вышитыми по воротнику; на его голове была широкополая соломенная шляпа, заломленная над умненьким личиком. Он подошел прямо ко мне, сделал небольшой поклон, забрал свой обруч и, сказав по-испански «спасибо», исчез. Вполне сложившийся юный дон».

Достаточно подробно и красочно иллюстрируется множество фактов из истории Испании и англо-испанских отношений, сопоставляются линии развития истории Испании и Великобритании. Описываются тайный визит и сватовство принца Уэльского в Мадриде, арабское вторжение в Испанию, борьба испанцев с маврами, объединение Испании под эгидой католических королей (los reyos catolicos) Фердинанда и Изабеллы, дворцовые интриги короля Филиппа, отношения испанцев, арабов, евреев и представителей многих других национальностей Испании и многое другое вплоть до периода написания «Прогулок по Испании» – середины ХХ века, эпохи правления генерала Франко.
В книге детально описывается самобытность различных городов и мест Испании: чопорного Мадрида, завораживающего «старого рыцаря» Толедо, прекрасной Барселоны, загадочной Альгамбры, священного Монтсеррата и других.

«Наконец мы остановились у подножия большого холма, я выбрался из автобуса и огляделся. Я узрел город Толедо, устроившийся на отдых в торжественном сиянии клонящегося к закату дня — как старый рыцарь с мечом на коленях. Город складывался из ярусов — бурлящая масса черепичных крыш, из которой взлетали в синее небо башни церквей. Он походил на горный городок в Италии, только проявлялся намного резче, потому что здесь с террас не поднимались кипарисы».

Автор не просто является сторонним наблюдателем, отрешенным от происходящего (и происходившего) вокруг, он пропускает через себя каждую зацепившую его деталь истории и современности испанского государства. Несмотря на специфику времени, в которое были написаны «Прогулки по Испании» (1955 год, эпоха каудильо Франко), и еще не забытую гражданскую войну, полемика вокруг которой также затрагивается в книге, Генри Мортону удается в достаточной степени абстрагироваться от политики при освещении испанского общества, что положительно сказывается на неангажированности исследования.
Также необходимо отметить, с одной стороны, легкость и простоту изложения информации, с другой – новый взгляд на историю и современность испанского государства и общества и разнообразие приводимых автором фактов, что доставляет искреннее удовольствие читателю.
В целом можно сказать о высоком уровне эрудиции и литературного мастерства автора («Прогулки по Испании» – лишь одна книга из целой серии изданных автором культурологических произведений) и о глубине проведенного исследования «биографии» Испании.
Впечатления о «Прогулках по Испании» исключительно положительные. Рекомендую прочитать книгу всем, кому до настоящего момента не довелось насладиться литературным творчеством Генри Мортона.