Больше рецензий

2 февраля 2015 г. 23:47

35

4

При первом чтении, в переводе, книга показалась жутко скучной. Перечитывая в оригинале, собиралась пробежать ее по диагонали, задерживаясь только на главах Арьи. И - я ошиблась, читать пришлось вплотную) Видимо, перевод съел львиную долю шарма четвертой книги ПЛИО. Да, она не такая динамичная, как предыдущая. Сюжет движется медленнее, кажется, что персонажи утекают все дальше и дальше от сердцевины конфликта - да и сама сердцевина конфликта окончательно теряется. Множество размытых сюжетных переплетений, которые уже немыслимо собрать воедино... И недоумение - как же автор планирует собрать все это воедино? И планирует ли собирать?)))
Бесспорное достоинство Пира Воронов - эпичность, панорамность. Ритм заметно замедляется, по сравнению с предыдущей книгой, для того чтобы погрузить читателя в мир ПЛИО, дать прочувствовать ткань фэнтэзийной реальности. Чем дальше, тем больше уходит повествование от дворцов и тронов к приземленным, низовым сферам общества. Размывается грань между главными и второстепенными героями. Фокальные персонажи плотнее сливаются с той реальностью, которая показывается читателю их глазами.

Есть, однако, отдельные моменты, которые вызывают недоумение и вопрос - это какой-то мегазавороченный стратегический ход автора или просто промашка, недосмотр? Например, поступки Вариса и Мизинца. Оба покидают королевский двор по причинам, явно не стоящим их игры. Трудно поверить, что Варис ушел с Тирионом вынужденно, что он не мог остаться, если ему было нужно остаться. А если не нужно - то что могло его заставить променять близость к трону на помощь Тириону?

Еще большее недоумение вызывает поступок Мизинца с Лизой и Мариллионом. Такой красноречивый товарищ мог бы найти... менее радикальный способ примириться с супругой)) Он поставил под удар свою власть и статус в Долине, которые до этого были неоспоримы. Складывается ощущение, что Мартин просто ищет способы любой ценой поиграться с читательскими ожиданиями, разыгрывать козырную карту непредсказуемости в ущерб логичной мотивации поступков героев и цельности их характеров. Нужно признаться, в четвертом томе этого гораздо меньше, чем в предыдущей книге, а вот в пятой эта безудержная непредсказуемость начинает утомлять. Хочется уже хотя бы какой-нибудь стабильности и надежды, что хоть кто-то из героев первой книги переживет конец саги))))) В этом отношении Пир Воронов - своеобразная передышка для читателя, с минимумом внезапных смертей и нелогичных сюжетных поворотов)

Главным разочарованием книги для меня стала Серсея. У меня сложилось о ней впечатление больше по сериалу, с наложением великолепной игры Лены Хиди. Королева казалась мне сильной, любящей женщиной и преданной матерью, готовой на все ради возлюбленного и детей. Когда в четвертом томе Мартин сделал ее фокальным персонажем, она оказалась гремучей смесью истероидности, нарциссизма и паранойи, при минимуме интеллекта. Методичность, с которой она рыла себе яму, оказалась лучшей шуткой Пира Воронов.

А вот Аша Грейджой, напротив, оправдала ожидания - остроумная, храбрая, целеустремленная и обаятельная. Хотелось видеть ее чаще. Хотя прочие сцены Железных Островов, без ее участия, безжалостно пролистывались. Также хотелось больше сцен Дорна. Арианна, песчаные змейки, хитрый Доран, умничка Мирцелла определенно заслуживают большего читательского внимания) И они его получат, насколько можно судить по спойлерным главам шестого тома.