Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2015 г. 20:06

457

4.5

Полагаю, очень сложно написать внятный отзыв на книгу, которая сама является отзывом некой сложившейся ситуации. Можно было бы срезюмировать по пунктам то, о чем говорит автор в каждой главе. Но я думаю, это не правильно, проще интересующимся самим почитать эту книгу.

Голландия. Свободная страна, которая уже в 17 века издавала запрещенных на родине Мольера, Вольтера, Свифта. В которой узаконенны проституция, эвтаназия и продажа наркотиков. В которой были сильны антисемитские настроения и получена в связи с этим прививка расизму. То есть, есть декларация отсутствия расизма. В которой отвергнуты и высмеиваются религиозные настроения. То есть, светское государство.

И эта свободная страна дала приют огромному количеству иммигрантов, исповедующих ислам. Религии, предписывающей строгие нормы поведения. Которые не всегда совпадают с законами Голландии. Голландия придумала что-нибудь что бы предотвратить или хотя бы уравновесить по факту сложившийся ценностный конфликт граждан на своей территории? Нет. Это неполиткорректно. Потому что Голландия проповедует принципы равенства граждан, которое в свою очередь предполагает саморегуляцию. Зато Голландия создала все условия для проживания своих новых граждан. Выдала пособия. Но людям, пустившим корни, мало пособий, им нужно еще и уважение. А откуда взяться уважению, если нет понимания на частном, бытовом уровне? Пониманию тоже неоткуда взяться в силу космической разности, противоположности культур, ее проявлений. То что для голлнадца хорошо - разрушительно для марокканца. И то что вызывает трепет у марокканца - у голландца вызывает презрение. Случай к случаю, вот уже и система.

Как вообще получилось, что так много выходцев из Ближнего Востока заселили Европу? Об этом в книге почти не говорится. Что нужно сделать, что бы в будущем заселяли меньше? Тоже нет. А ведь это важно. Конфликт лежит глубже. И если в нем разобраться, в его истоках, может быть будет меньше отторжения? Или хотя бы кривая роста миграций немного снизится, а за ней и кривая столкновений и меньше будет принесенных в жертву жизней. Меньше будет трупов, заколотых как жертвенные животные. Но об этом в книге нет информации.

Зато есть истории разных людей и истории трансформации их мировоззрений. Причем, людей реальных. Живших и живущих сейчас. Особенно показательны истории убитого Тео ван Гога, его убийцы Моххамеда и известного общественного деятеля Айаан Хирси Али - вероотступницы. Еще есть истории десятка людей. И на их примере перед нами раскрывается полотно, где отчетливо видны мотивы, настроения и поступки жителей Голландии. Не сразу можно догадаться на чьей стороне автор - он очень объективен и участлив. По прочтении, конечно, не сложно. Но в процессе - нет и в этом, безусловно, интрига, честность и объективность и как следствие - информационная ценность.

Что нового я узнала? Что второе поколение иммигрантов самое несчастное, потому что генетическую родину они утратили и стыдятся ее, а новую отторгают в ответ на ее отторжение. Что деньги решают не все. Что нежелание регулировать процесс интеграции голландской стороной (а она безусловно сильная сторона этого конфликта) вызвано тем, что обжегшись на молоке с еврейским вопросом в 40-х 20-го века, сильная сторона боится даже дуть на воду с мусульманским вопросом. Что нападки на ислам делаются из низменных , провокационных побуждений и чаще всего вероотступниками или провокаторами, из своих же, желающими дешевой известности путем эпатажа и скандала. Либо идеалистами, желающими изменить мир в отместку за его несправедливость, желающими спасти, ненавидя.

Многого можно добиться дразня и оскорбляя? Я думаю, что многого, но явно не в сторону разрешения конфликта, а раздувания его огня, подливания в него горючего. А огонь, в свою очередь, может превратить слабую сторону в сильную, делая разрешение конфликта мирным путем невозможным.

Anais-Anais , Надя, спасибо большое за рекомендацию. Эта книга в дуэте с только что прочитанным "Завещанием" Каддафи - дает полное исследовательское удовлетворение))

Комментарии


А я сама ничего бы не смогла написать об этой книге, разве что рекомендовать её друзьям.)


Автор очень в теме. И он очень развит в эмоциональном плане, понимает многое из того, что говорят его герои, их надрыв. При том, что и у него видимо наболело. Срезюмировал настроения общества. Разношерстного.


У Рушди есть еще интересная публицистика на сходные темы.


Да, я слышала о ней, спасибо, Когда-нибудт и до нее дойду. Хотя, мне уже многое и так ясно. После последних двух книг на тему. Хоть бы уже нашелся какой-нибудь лидер, который взял бы на себя решение этой проблемы.


Думаю, одному лидеру с этим не справиться.


С каждой стороны должен быть переговорщик-лидер, заинтересованный в мирном сосуществовании. Ну и устранения причин миграций. А это уже изменение мирового устройства...


Думаете, дело в причинах миграции, а не в том, что люди не умеют сосуществовать?


Думаю, тут комплекс причин. И в причинах - обидах, накопленных у стран 3 мира, и невозможности находиться на родине. И сосуществование чревато при такой культурной разности и отсутствии управления такого сложного процесса. По сути - от них откупились в Голландии. Автор приводит пример США, где есть ограничения, само наличие которых заставляет уважать иммигрантов принимающую сторону. Сомнительное утверждение.


Я скептически отношусь к управлению социальными процессами. Прозвучит как дикий идеализм, но я за то, чтобы каждый в отдельности шел к счастью, тогда всобщее благоденствие неминуемо.)


Голландия тоже придерживается такого принципа (Надя, вы не из Голландии?)и это рано или поздно рванет. Освободится много места, чем не благоденствие?
У любой социальной группы, созданной естественным путем, есть свой цикл. С этапами, взлетами и закатом. Можно не вмешиваться в такое, конечно. Но если социальная группа создана неестественно, причем из культур конфликтующих, если это следствие вековых процессов, истоки которых уже не помнят ныне живущие. Как бы до дальних соседей не долетело... Если можно улучшить, то почему бы не улучшить? Вот кстати Каддафи целый план в своей Белой книге разработал по урегулированию конфликта в Палестине. Это первый раз я встретила, когда не просто пишут резюме и исследуют причины, а когда предлагают решения, учитывающее все стороны конфликта. Но всем известна его судьба.


Голландия - государство, хоть и либеральное, так что такого принципа оно придерживаться не может по определению. )


Тем не менее. Голландия не вмешивается в управление этими социальными процессами. Само как-нибудь устроится. Голландия наблюдает, создает условия, выдавая пособия, зубоскалит и ничего больше. И получается то что получается.

(Я не к тому, что вы зубоскалите и вообще мое предположение насчет вас и Голландии было некорректной шуткой, простите)


Это все равно что поселить у себя дома, где дети и прочие ценности инопланетянина и только наблюдать. Или наоборот, поселиться в семье инопланетян и ждать что будет. Кто-то должен быть умнее и нести ответственность за это.


Повторяюсь, но историю уж больно показательная.
В очередной раз был в Дании. На вечернее мероприятие датчане вызвали такси - микроавтобус. Водитель какое-то время молчал, а потом, словно улучив момент, заговорил, естественно, по-русски. Афганец этнический, учился в Москве, уехал в Данию, живет что-то около 20 лет. И что? Ничего. Дети родились в Дании, но ни для них, ни тем более для него никаких шансов. Говорит, причем говорит почти шепотом, что на словах - равноправие, фактически - таксистом - да, кем-то средним или чуть выше - только свои.
Швеция - для меня одно время как вторая родина была - очень часто ездил. Никого никогда не пускала, теперь боснийцев-мусульман - что-то около 17 или 20 процентов. Возможно, преувеличиваю, но динамика понятно какая. Спрашиваю: зачем? Официально - им на родине плохо. Неофициально, в бане под водочку уже у нас - рожать не хотят, демография - швах.
У хозяев страусиной фермы там. Люди - с большой буквы "Л" люди, наших девчонок брали на полгода (сироты), жили у них, в школу ходили, всё за свой счет. Спрашиваю у Анны, хозяйки, под водочку, под разговор друзей, друг друга знающих больше 10 лет: почему не рожают шведки - пособия, социальная инфраструктура - как космический корабль. Говорит: невыгодно, очень дорого иметь детей. В школах, где преобладают (а уже преобладают) дети-мусульмане - караул какие проблемы. И маленькое резюме, хоть история длинноватой получилась.
О причинах положения - говорено - переговорено. Плавильного котла не получается и не получится, имхо, причем имхо - убежденное, совершенно доброжелательное к Европе и европейцам. В Штатах не получается притом, что и негры, и латины - христиане (была возможность говорить-переговорить об этом в Техасе), в Европе не получится тем более: внутренняя динамика системы "мусульмане" устойчивее (культурные основания - вековые), нежели некие "плавильные котлы" (у этой системы вообще нет культурных оснований - о какой устойчивости можно говорить вообще?).
Прием мигрантов - вынужденный, толерантность - вынужденное идеологическое приглаживание, перспективы - расовая сегрегация уже внутри самой метрополии как последний рубеж обороны бывших колонизаторов.
Спасибо за отзыв и тему!


И вам спасибо за такой интересный комментарий!
Да, согласна с вашими выводами и наблюдениями. У меня похожие. Добавлю еще такой момент - что все это можно назвать попустительством и шапкозакидательством. Вот даже на бытовом уровне - повсеместно - непонимание культурной разницы, более того, игнорирование, пренебрежение и как следствие оказывается, что культура более устойчивая! Как же так? А так, что нужно хоть немного иметь представление о людях, которые живут рядом и которые уверенно движутся к демографическому превосходству... А дальше что? Уже самое популярное имя у младенцев мужского пола в мире - Муххамед. Но Муххамед теперь уже совсем не тот, который вырос на Ближнем Востоке. А тот, который вырос в атмосфере травли и неуважения на чужбине. Получается, одной рукой накормили, другой стукнули.
Считаю, что все это следствие колониальной политики, которая подорвала естественное развитие тех культур. В интересах метрополий. А сегодня немаловажный факт - наличие богатых природных ресурсов на их землях, за которые ведется борьба внешними сторонами, которые даже не Голландия и не Швеция. А борьба эта делает невозможным жизнь в тех местах простым любдя. Та же колонизация, но уже по другому.
В этом плане показателен опыт ОАЭ. Когда есть ресурсы, есть менеджмент проанглийский (шейх Заид сразу договорился что к чему), есть социальная политика для своих. Из ОАЭ имигрнатов нет нигде. Только туристы и студенты.
А вообще, таксисты это очень интересный источник информации. Везде, причем))


Ещё пару соображений, вызванных Вашим ответом.
Конечно - ресурсы, для выживания, жизни и хорошей жизни, - вот ради чего вся байда с колониями была, это известно. Но что интересно - по сути колонии - зоны, куда метрополии сбрасывали все или почти все свои противоречия и проблемы. Но что это значит по сути? Абсолютное хищничество, абсолютное ну так скажу "бездушие" метафора которого - дрон, беспилотник в афганской пустыне (чуть ниже об этом). Но сегодня свои проблемы сбрасывать некуда физически, а ресурсы нужны.
И тут нарисовывается некая цивилизация, очень странная, когда "метрополия" отдает "колониям" больше, чем получает от них. Угадайте с трех раз о ком речь? Ну вот.
Меня ещё почему зацепил Ваш отзыв - просто почти закончил второй сезон книгосериала (первый - "Свеча на ветру", Вам уже известный), который обозначил как "Духness, или повесть о настоящем герое нашего времени" ("Блуда и МУДО" и "Ананасная вода для прекрасной дамы"), где герои решают свои "проблемы" совершенно иначе, не за счет кого-то, а только и исключительно за собственный счет . В полном соответствии с культурным кодом своей цивилизации. Отсюда, кстати сказать, и дрон - пелевинский. Давайте, я напишу сейчас в личном сообщении об этом. А завершая - ничего хорошего их не ждет, хотя западная цивилизация - гибкая, предприимчивая, почти всё понимающая. Но культурный код - это вам не "Эй, Ванька, подай сапог", не меняется он так быстро. Имхо.


Тоже поблагодарю за развернутый и интересный комментарий, но будьте осторожнее с цифрами, пожалуйста. В Швеции боснийцев не 20%, они не самая большая группа мигрантов и давно уже не иммигрируют (была большая волна во время югославской войны, сейчас в стране больше всего эмигрантов из Ирака, если не считать европейцев - финнов и поляков).
Шведки не рожают - тоже преувеличение, на мой взгляд. В ЕС рожают больше только француженки и ирландки, и коэффициент фертильности в Швеции 2 ребенка на женщину (учитывая, что мусульман около 5%, списывать высокую фертильность только на их деторождение было бы неправильно). Важная причина, которая приводит к неконтролируемой миграционной политике Швеции - это отъезд молодых, образованных людей из числа коренного населения, особенно женщин. В год уезжает по 70-80 тысяч, а это 1% населения страны. Основное направление - США.
Согласна с вами чисто эмоционально, но не нужно писать, что в Швеции 20% боснийцев. Я изучаю демографию и статистику в Швеции, и такие высказывания очень бросаются в глаза.


И Вам большое мерси и за поправки, и за доброжелательность.
Мне где-то попадалась цифра в 15-17%, подумал - чё там мелочиться.
Представляется, что главное пока даже не в цифрах, дело, видимо, в их динамике и тренде. Конечно, цифры не всегда отражают качество, в данном случае - качество населения. Согласитесь: 5% - это только начало, также как 2 ребенка - это не конец. Вопрос в том, что и эти 2 детей - какую цену платит общество за поддержание более-менее приемлемого уровня рождаемости.
Если глобально, то, конечно, и у шведов нет никакого решения этой проблемы. Если у этого явления есть гуманитарное измерение, а оно есть, безусловно, если есть расчет на оценку беженцев как пассионариев, что то же не лишено оснований, безусловно, - но всё это даже не предпосылки для плавильного котла=интергации, уж простите за неполиткорректность, совершенно диких сомалийцев в скандинавскую культуру. Знаете, вспомнил разговор 2-х летней давности с одним из шведских консулов. Из этого разговора узнал, что у шведов есть своя квота (как у других надеющихся на светлое совместное будущее европейцев) на расселение то ли сомалийцев, то ли ещё каких-то беженцев. "Каких-то", Вы понимаете - не презрение, констатация.
А вообще Вы дали мысль что-то покумекать, взять какую-нибудь книжку с соответствующей тематикой и попробовать "наваять" нетленку.
Хотите ещё одно шведское воспоминание (я часто бывал в Блекинге и Сконе)?
Говорю: Томми, ты понимаешь, что для самосохранения всеми любимого человечества, в первую очередь западным странам нужно ограничить потребление? Он посмотрел на меня и сказал: а ты понимаешь кем станет политик, который произнесет это избирателям? А поскольку и мне, и ему ответы были очевидными, то подняли стаканчики-стопочки, сказали "Сколь!" и - сами понимаете. А потом ещё гимны пели, шведы нам "подпевали" - знали ещё с времен хоккейных матчей, ну а мы тоже "подпевали" типа "м-м-м". Такая вот загогулина.


Квота на прием беженцев с мест военных действий (сейчас это Сомали и Сирия) есть во многих странах ЕС, в Германии она она очень высокая. Просто в Германии такое большое население, что мигранты - как капля в море и не на виду. Швеция маленькая, еще 40 лет назад, по рассказам моей свекрови, на черноволосых и смуглых людей на улице оборачивались. Сейчас привыкли.
Как вы сами сказали, европейская культура гибкая, быстро реагирует на изменения, и я уверена, что скоро маятник качнется в другую сторону и мирным путем произойдет адаптация и изменение политики в сторону более прагматичной. Не знаю, как в Голландии (чтобы вернуться к теме уважаемого автора рецензии), но в Скандинавии огромный рост национализма, согласно исследованиям, идет снизу, со стороны бедных слоев коренного населения. Поддерживают его, например, фермеры.
А если вы бывали в Сконе и Блекинге, то понимаю, откуда у мнения ноги растут. Это же колыбель шведского национализма, и тут вполне может показаться, что мигрантов 20% :) Я тоже в Сконе живу.

Успех рецензии на такую злободневную тему гарантирован, поддерживаю ваше начинание, напишите!


Так се мюкке!
Хей до!


Здравствуйте) очень интересная книга на тему миграции и культурного конфликта Сейлы Бенхабиб "Притязания культур"


Здравствуйте! Спасибо большое, добавила и рецензия у вас очень хорошая))


Спасибо)