Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

12 марта 2015 г. 02:43

814

Я рано научилась читать, а все потому, что с первой буквы влюбилась в книги, которые читала мне мама. Долгими вечерами я, затаив дыхание, слушала приключения Незнайки, Элли, Синего Паровозика, медвежонка Паддингтона. До сих помню то чувство, когда в один прекрасный день меня зарегистрировали в библиотеке, и я взяла свою первую книжку сказок, чтобы потом долго не расставаться с ними. И как ужасно было, когда уже в позднем детстве мне намекнули, что пора заканчивать их перечитывать снова и снова. С того дня как будто что-то сломалось. Наверное, я просто поняла, что повзрослела, но с тех пор больше не перечитывала понравившиеся книги.

В. Пропп предлагает заглянуть в самую глубь сказки, сдуть пыль напускного волшебства и разобрать ее по мелким винтикам. Исследование традиционно начинается с рассмотрения историографии, критики подходов и определения собственного подхода. Даже не задумывалась, что может существовать такая проблема классификации сказок, но Пропп очень хорошо и качественно разгромил существовавшие концепции и предложил свою. Так как сказка - это не единое целое, но совокупность статичных элементов, то Пропп вводит такой компонент как функция (элемент, мотив по другим классификациям).

Двоякое качество волшебной сказки: с одной стороны, ее поразительное многообразие, ее пестрота и красочность, с другой -- ее не менее поразительное однообразие, ее повторяемость.

Он выводит несколько утверждений: а) функции - постоянны, но не зависят от действующих лиц; б) количество функций в одной сказке ограничено; в) их последовательность всегда одинакова; г) волшебные сказки однотипны по своему строению. Всего Пропп выдели 31 типичную функцию, которую дополняют вспомогательные элементы для связи функций и утроения, а также мотивировки. Все функции можно распределить по действующим лицам, создав таким образом круги действий. Всего таких действующих лиц будет 7. Вот по этим элементам и можно производить классификацию.

Вообще работа Проппа мне показалась очень качественной ( но я не филолог, могу ошибаться). Для историков будут интересны посылы в сторону возможности привлечения сказок для конструирования образов прошлого. Автор довольно категорично отвергает полезность сказки для исторического исследования. Конечно можно убрать всю шелуху субъективных напластований, чтобы докопаться до голого факта, но тогда такая оголенная сказка теряет свою ценность.

Пришла в совершеннейший восторг от приложения, подробно рассматривающего материал для табулатуры сказки.

Комментарии


Пропп и Лотман - два обожаемых мною представителя структурализма "с человеческим лицом", а "Морфология..." и "Структура художественного текста" - со студенческих лет значимы в моей жизни


Каюсь, Лотмана еще не читала, но уже усиленно качаю "Исторические корни волшебной сказки" Проппа. Просто кладезь какой-то. Неудивительно, что он был так популярен и за рубежом.


Мне Морфология понравилась больше Корней, но однозначно, читать надо и то и другое - хотя бы ради глубины анализа, да и просто красоты мысли. Структуралисты мне чем-то напоминают древних греков в этом смысле - все просто, без дурной бесконечности, и при этом гармонично и складно :))
И все же Лотман, будучи не только структуралистом, но и отцом советской семиотики, мне ближе и по времени и по духу. Его Структура худ. текста в свое время стала для меня просто откровением. Хотя я люблю и его популярные работы и даже помню, как я еще студенткой смотрела его Беседы о русской культуре по Ленинградской программе ТВ :)) Умница был!


Я еще нахожусь на стадии восторженности "Морфологией". Морфология, конечно, очень интересна и полезна, н омне бы все же было бы интересно больше узнать, как это все можно привязать к исследованию, а там он делает только маленький вброс на 3 строчки об этом. Лотман пока стоит в листе ожидания, но точно до него доберусь. Наслышана о нем много, но руки пока не добираются, только ум хочет)

при этом гармонично и складно

Да, они в этом мастера, бесспорно)