Больше рецензий

3 апреля 2015 г. 22:17

16

3

Книга, честно сказать, суховата. Авторы других рецензий расточают ей по-восточному пышные эпитеты и сравнения: "Эта книга для меня, как арабская вязь, пропитанная солью Босфора, с ароматом тимьяна на маленьких стамбульских улочках... очень тонкая, как линии судьбы, что ложатся на белую бумагу жизни... Как оригинальная статуэтка или древняя реликвия..." Но я всего этого в ней не увидела. Экзотическая тематика и упоминания вещей, кажущихся "атмосферными" не создают сами по себе ни атмосферу, ни тем более, к сожалению, сюжет.

Да, это книга о женщине-каллиграфе, которой не везло с мужьями, и которая жила в маленьком домике на берегу, омываемом волнами Босфора, посвящая себя любимому делу. Рассказы о специфике этого ремесла очень интересны, но, к сожалению, их было не так много, больше описаний полумистического опыта героини, ощущений, которые она испытывает, когда калам - тростниковое перо - касается бумаги. Строго говоря, это биография, но поданная довольно сумбурно, не всегда в хронологическом порядке, и, что хуже, с вырезанными целыми десятилетиями и мотивами поступков. Зачем было выходить второй раз за нелюбимого мужчину - ведь никаких обязательств по этому поводу у героини уже не было? Она страстно любит отнятого у неё второго сына, но первый упоминается так вскользь, будто это соседский мальчишка, мы ничего не узнаём о его детстве, взрослении, избраннице - почему так? Прекрасна тема духов умерших каллиграфов, которые продолжают помогать (или мешать) героине, её, мне кажется, можно было раскрыть шире.

В общем, если эта тематика интересна, то прочесть можно, читается любопытно, хотя и не очень легко, но ни новых знаний или понимания эпохи, ни глубокого эмоционального погружения и сопереживания в книге не найдёшь.