Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

10 апреля 2015 г. 21:17

371

4.5

Семь вечеров - семь литературоведческих лекций, на вроде бы не связанные между собой темы, и тем не менее, общая взаимосвязь в них находится постоянно.

Можно ли любить литературу так, как сделал это Борхес? С какой простотой он может говорить о сложных вещах, не преуменьшая и обесценивая значимости этих сложных вещей, с каким зажигательным энтузиазмом он может об этом рассуждать. Он не обрушивает на читателя субъективные умозаключения по тому или иному вопросу, он делает множество ссылок к многим известным именам, приводит цитаты, из которых основывает и формирует свой взгляд.
Борхес поражает как читатель, усидчивый и вдумчивый, невозможно не позавидовать его внимательности к прочитанным произведениям. В больше степени, Борхес, все же, представляется как литературный гурман - с каким заразительным удовольствием он может вдаваться в этимологию различных слов, делиться найденными сокровищами, пробуждая в читателе также увидеть гармоничную красоту смыслов и звучаний.

Одно жаль, что вечеров всего семь.

Подробнее о каждом вечере


Вечер первый. Божественная комедия.

Лишь маленький фрагмент увлекательного анализа "Божественной комедии", произведенный Борхесом. Интересно, может, данную тему Борхес подробней рассмотрел в своем "Девять эссе о Данте" , потому что тема очевидно обширная и одного вечера Борхесу явно не хватило. Он с удовольствием обсуждает мелкие детали, растолковывает метафоры, углубляется в тонкости перевода. Также, основываясь на мировоззрении и мыслях, вложенных в "Божественную комедию", Борхес формирует перед читателями личность Данте, практически его психологический портрет. Очень занимательно, но не мешало бы прочитать саму "Божественную комедию" перед таким литературным обсуждением.

Вечер второй. Кошмар.

Вечер, посвященные обсуждению природы сновидений и в последствии, такому его виду как кошмар. Борхес создает довольно занимательную экспозицию с различных самых противоречащих мнений наиболее обширно освещающих таинственность этого явления. Он объясняет сны, как естественную эстетическую деятельность человечества, в которой мы сами и театр, и зрители, и действие, где самое главное - это не увиденная форма, а именно пережитое, как в данном случае - кошмары, наиболее яркое и впечатлений мира сновидений.

Вечер третий. Тысяча и одна ночь.

Наверное, здесь снова можно услышать, что "Тысяча и одна ночь" не простые восточные сказки. Для Борхеса путь к ее широкому осмыслению лежал через множество исторических трактатов. Одновременно с этим, Борхес преподносит нам "Арабские ночи" как совершенно волшебное, глубоко творческое произведение, наполненное образами-архетипами и в то же время наделенных индивидуальностью.

Вечер четвертый. Буддизм.

Очень трудно толковать религию, особенно религию, которую не исповедуешь.

Добро пожаловать на курс "Буддизм за 5 минут". А если совершенно серьезно, это самое короткое и, одновременно, полное объяснения сути буддизма, которое мне довелось прочитать. Сущность буддизма, пишет Борхес, в терпимости, распространяющейся как на окружающий мир, так и на внутреннюю организацию души. О самой же легенде о Будде, Борхес придерживается мнения, что верить в нее необязательно, но она "просветляет". Интересный момент, Борхес пишет, что в Японии отрицают существование Будды, как исторической личности, но строго отстаивают его Учение. И очень жаль, что Борхес не уделяет этой детали большего внимания, хотелось бы узнать подробнее, в чем это выражается?
Не обходит внимание Борхес и такое ответвление буддизма как дзен-буддизм (не иначе как влияние упоминаемого им в эссе друга-японца) в еще более кратком виде излагает его составляющие. В целом, очень занимательно, но после такой лекции хочется с головой обложиться энциклопедиями, чтобы лучше разобраться в тех маленьких предпосылках к пониманию буддизма, которые оставляет Борхес.

Вечер пятый. Поэзия.

Надо сказать, не являясь поклонником поэзии, по началу эта тема была воспринята мной совершенно без энтузиазма. Но Борхес старается подчеркнуть, что поэзия - это прежде всего эстетическое явление. Формулировки Борхеса тоже отдают сильной поэтичностью.

Вечер шестой. Каббала.

Сложная тема, не завидую студентам, которым пришлось прослушать ее на лекции.

Вечер седьмой. Слепота.

Большей частью, личная тема автора. На момент написания эссе, Борхес слеп на один глаз, вторым едва различает некоторые цвета, поэтому Борхес описывает мир слепых от собственного лица, таким, каким он видится именно ему. Борхес, как человек живущий литературой, видел горькую иронию судьбы в своем назначении директором огромной библиотеки и не имением зрения... Одновременно с этим, слепота стала ключом Борхеса к новым открытиям - теряя видимый мир, Борхес полностью погружался в мир, хранимый фолиантами библиотеки.