Больше рецензий

viktork

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2015 г. 13:12

913

5

Чем мне нравится англо-саксонская мысль, так это тем, что четко указывают проблемы, которые ставит и решает (в отличии от отечественной "мысли по древу" или ради того, чтобы показать, что философские книжки иностранные читал). Американец - пусть и в обличии японца - ясно формулирует: "Человеческая природа формирует и ограничивает все возможные виды политических режимов, и поэтому технология, достаточно могучая, чтобы изменить нас, может иметь потенциально зловещие последствия для либеральной демократии и самой природы политики».
Можно спорить.

Привлекательность идеала «сверхчеловека» для представителей элит и олигархий не нова, но сейчас эти идеи подкрепляются новыми техническими возможностями.
Причем, этой новой утопией могут увлечься люди разных идеологических устремлений. Гиперреальность по ту сторону современного человека манит как «правых», так и «левых». Это могут быть, условно говоря, как либералы, так и коммунисты. Духу либерализма идея прогресса человека и использования достижений науки никак не противоречит. Кроме того, усыпительный энтузиазм Ф. Фукуямы о победе либерализма во всем мире и конце истории оказался несостоятельным. Либерализму и либеральным государствам были брошены новые опасные вызовы, которые можно сдержать только при помощи научно технического превосходства. Сдержать эти вызовы в условиях «демографического отступления» населения так называемых развитых стран можно лишь имея принципиально более совершенные технологии – не только военные, медийные, которые покупаются и заимствуются. Но уже, и главным образом биотехнологические – путем, например, «выведения» более совершенного человека, который способен победить более многочисленных, но менее совершенных конкурентов.
Любопытно, что Ф.Фукуяма, провозгласив победу либерализма (в связи с ослаблением и исчезновением идеологических альтернатив либерализму), тут же сам оказался участником нового идейного раскола – его записали в «биоконсерваторы». И он сам всячески оправдывает эту репутацию, утверждая, например, что «еловеческая природа существует и это понятие является существенным. Оно создает стабильную преемственность нашего видового опыта. В том числе и политической сфере.
«Биоконсерваторы видят в перспективах расширения функциональных возможностей человека, на которые сильно уповают трансгуманисты, угрозу дегуманизации. Будучи основным аргументом биоконсерваторов, дегуманизация рассматривается ими как многомерный процесс, подрывающий фундаментальные основы бытия, достоинство и ценность человеческой личности. В русле биоконсервативных установок раскрываются также перспективы «нашего постчеловеческого будущего» известным американским политическим мыслителем и футурологом Ф. Фукуямой С его точки зрения, трансгуманизм – «наиболее опасная идея в мире» способная дестабилизировать существующий социально-политический порядок и необратимо изменить будущее. Предлагая три возможных сценария – усиление влияния фармацевтической промышленности на разные стороны жизнедеятельности людей, увеличение продолжительности человеческой жизни и проектирование детей по оптимальным для родителей параметрам благодаря развитию генетики – Ф. Фукуяма акцентирует внимание не только на очевидных антропологических и социальных рисках, но и на латентных и трудно прогнозируемых опасностях. Как первые, так и вторые требуют адекватных способов превентивного политического контроля, а в некоторых случаях - прямых запретов на законодательном уровне. Акцентируя внимание на политическом измерении проблем, которые могут возникнуть в постчеловеческом будущем, Фукуяма, тем самым, очерчивает контуры одного из теоретических ракурсов трангуманизма, дополняющего его философские и культурологические проекции.