Больше рецензий

22 апреля 2015 г. 15:28

357

4

О книге, о фильме, о себе и об Анне Карениной.


ГГ Духлесса ассоциируется с "Дорогой" АукцЫона.
Собственно, можно больше ничего о ГГ и не говорить. Все сказано в песне - бессвязное бредовое кокаиновое (не специалист, фиг его знает - какое наркотическое ли, алкогольное или просто бредовое) состояние главного героя.
Состояние безвоздушного пространства, когда задыхаешься от нехватки чего-то. Пусть будет - свежего воздуха.
Сплагиатил ли автор сюжет, сам ли пережил подобную ломку - не суть. Написано пронзительно, грязно, отвратительно, это вообще не литература. А вот это (нелитературность) - именно то, чему веришь. Веришь, что это написано искренне, пережито когда-то и выброшено в книгу. Выброшено вместе с ненужным отработанным материалом, с багажом, который тащить дальше невозможно, нет смысла. Тот опыт, который автор (главный герой) перерос. Дальше должна быть другая история.
Да, героя крючит, ломает, он ищет, за что зацепиться. Ненавидит настоящее, но и не видит будущего.

Небольшое отступление: когда-то люди придумали процесс инициации. Человек в своей жизни должен был пройти определенные периоды перехода из одного состояния в другое. Эти переходы были связаны с болью, ритуальной смертью и ритуальным новым рождением. Далее - посвящение в новую жизнь.
Сейчас... Да то же самое - боль, смерть (не физическая) - они никуда не делись. Всё так же непросто сбросить привычную шкуру, страшно остаться без привычной защиты в виде наработанного опыта. Но и в нем невозможно оставаться - тесно. Вырастает человек из своего "я" - старого. А нового еще нет. Никто посвящать не собирается, тайными знаниями делиться - тоже.

Было отчаянно жаль героя... даже не так. "Жаль" - это не к нему. Герою этой книги сочувствуешь, сопереживаешь, не жалеешь, а желаешь найти себя, найти то, во что можно верить, от чего можно летать без наркоты.
В книге Минаев дает слабую надежду, что у героя все будет хорошо.

В фильме, увы, такой надежды нет.
Фильм сделан хорошо. Смотрибельно. Легче, проще. Но ведь, гадство, героя-то убили. (Не физически, нет. Хотя, в принципе, должен был бы скончаться в мусорной машине. Но куда там! - кстати, к чему эта машина? показать нагляднее, что ГГ жил в помойке и уж в машине-то ему ничего не сделается - привычная среда (так, что ли?). И свалка тоже - это зачем? - показать, что, оказавшись на самом дне, проще оттолкнуться и выбраться к чему-то? К чему? К той самой жизни, от которой героя тошнит, из которой он пытается выбраться?
Показался фальшивым эпизод со звонком девочки, просившей ГГ о помощи.
И вот счастливый и влюбленный ГГ бежит спасать свою пассию (хеппи енд?). Но ведь ерунда получается. Опять тот же самый уровень, опять очередной девочке показывать свою значимость, власть, опять влезать в те же костюмы, возвращаться в прежние декорации.
В фильме, несмотря на бодренький финал, я не увидела ни надежды, ни позитива. Печальная история о мальчике, который заблудился в сумрачном лесу. И чуть - чуть о девочке, в которую он влюбился.
(Но влюбленность - это уже выход из кризиса. То есть, этим полностью зачеркивается минаевская история)
Зрителям навязывается образ обаятельного, но все же отрицательного героя, которого должна спасти положительная во всех отношениях девушка. Только вот в чем положительность? Наверное, это невероятно сложно - показать в фильме достоинства героев.

Перечитав множество отрицательных рецензий на "Духлесс", я так и не смогла найти, что конкретно вменяется в вину главному герою? - бурная жизнь? - Много ли мы знаем примеров, когда человек способен устоять соблазнам, предлагаемым удовольствиям?

Мегаполис искушает героя, ГГ поддается соблазнам, купается в великолепии своем, своих возможностей (а ведь и правда, амбиции ГГ оправданы, - он сам, без посторонней помощи сделал свою жизнь) Но потом... потом ощущаешь, что упираешься головой в потолок. Дальше возможностей для роста нет. Всё. Может быть страх статичности заставляет человека, привыкшего к рекордам, метаться, искать другие миры?

У меня "Духлесс" стоит на воображаемой полочке рядом с другой книгой - "Когда боги смеются" Джека Лондона (Великолепнейшая вещь, кстати!). Там на первом плане - рассказ о влюбленных, отказавшихся от наслаждения любовью из боязни пресыщенности. Но этот рассказ только небольшая иллюстрация к основному посылу: что лучше - спрятаться от соблазнов в пастораль лужков, в иллюзию жизни, или полнокровная жизнь? Что более ценно: не грешить в силу отсутствия соблазнов или устоять перед ними, соблазнами, имея возможности воспользоваться предлагаемым?
ГГ слишком живой человек (наверное, есть более точное определение, я не могу вспомнить, вспоминается только Анна Каренина)
Выкарабкается ли герой Духлесса на другой уровень? На тот, где он сам будет чувствовать себя настоящим человеком? Минаев не рисует этот уровень, он дает только возможность думать, что - да.
Этим, наверное, и ценен этот "труд". Не только описательной частью жизни определенного круга молодых людей. Не только созданием очередного портрета героя нашего (с вами) времени. Не моралью (здесь нет и тени намека на морализаторство). Тем, что вместе с героем проходишь переоценку собственных ценностей, Минаев как бы заставляет взглянуть внутрь себя: а есть ли право у каждого из нас судить героя книги, есть ли в нас самих тот самый "Дух", который якобы отсутствует у главного героя.

Комментарии


С чувством написанная рецензия, спасибо.

Веришь, что это написано искренне, пережито когда-то и выброшено в книгу. Выброшено вместе с ненужным отработанным материалом, с багажом, который тащить дальше невозможно, нет смысла. Тот опыт, который автор (главный герой) перерос. Дальше должна быть другая история.

Простите мою тёмность, а в прокате же вроде бы идет фильм №2, нет? Это другая история или нет?


Понятия не имею) Вот здесь говорят о том, что этот фильм не совсем продолжение.
На мой взгляд, у минаевского Духлесса не может быть продолжения. Но фильм совсем другой, так что все возможно)


Очень интересно вы анализируете. Если отвечать на вопрос, думаю, что более ценно устоять от соблазнов, чем не иметь их - и тем самым, не грешить.
А книга Минаева настолько хороша? И текст, и глубина, и мысли?
Спрашиваю потому, что когда-то попалось интервью Минаева, где он рассказывал о "производстве" первой книги - с помощью компьютерной программы предложения скомпоновывались в удобоваримый текст. И вот в этой связи сложно воспринимать все это, как литературное произведение и личный опыт. Может, это просто бизнес.


Это не анализ, поток мыслей)
Я читала всего две книги Минаева - эту и Видеоты. Обе понравились. Красоты текста здесь нет. Но есть нерв какой-то. Это перевешивает все недостатки "компьютерности" текста.
Да мне все равно - бизнес это или личные откровения )

p.s. Фильм тоже не смотрели?)


Трейлер привлек. Данила Козловский понравился (еще со времен Легенды 17). Но как-то колебалась все - пойти-не пойти ))
А для меня все же приоритетна искренность, путь и не отшлифованная, чем откровенно продуманная история на злобу дня.
Минаева видела в некоторых интервью. Умный человек, бизнесмен (винный бизнес, насколько помню), хорошо рассуждает, но не писатель. Сложилось впечатление, что делает дело - надо вино поставить - договоримся, надо книгу в определенный срок - пожалуйста.
Пыталась его книгу осилить, но вот это знание и пара прочитанных страниц отпугнули надолго ))


Эта книга как раз таки не из тех, что "надо - пожалуйста". Насколько я знаю, она провалялась в разных издательствах несколько лет.
По поводу искренности я когда-то именно это и отмечала в другой своей рецензии (если интересно), да и, мне кажется, автор не будет кричать о том, что это написано о самом себе. Наоборот, такие вещи зашучиваются, представляется, будто автор сам не понял как так получилось) Вот здесь, взгляните, Минаев чуть-чуть говорит о своей связи с героем)

Кстати, сама не могла пробраться сквозь текст, когда начинала читать.

Можете назвать, что для вас пример искренности в литературе, а что - коммерция?)


Коммерция - то, что предположительно может быть интересно в данный отрезок времени, может продаваться, особенно после первого удачно проданного произведения. К таким произведениям отношу Минаева, Робски, Донцову, многочисленные записи из блогов, изданные отдельными книгами и др.
Не исключаю, что изначально Минаев хотел сказать что-то про себя, но если у него была бы критика к собственному опусу, он его никогда бы в издательство не отнес, а выложил бы в ЖЖ и радовался бы комментариям. И уже если этот опус валяется-валяется в редакции, валяется-валяется, а потом чудом издается, то скажи спасибо, а не строй из себя великого писателя - гуру поколения. Ну смешно. Дальше - больше. Первая книга хорошо пошла, приехал писать продолжение, как говорили в старом французском фильме "Папаши". Все последующие уже чистая коммерция. Держим нос по ветру, и пишем-пишем-пишем (вернее, компьютер, или негры). У издательств же планы есть, они подгоняют. О качестве говорить не приходится.
Интервью немного посмотрела. Они понимают друг друга )) У меня ощущение, что они случайно (!) сделали что-то и сами удивились, что это какой-то отклик имело, а теперь не знают, что с этим делать, и пыжатся как-то обосновать свою позицию ))


ЖЖ, кажется, появился в России несколько позже, чем была написана книга, нет? Что делать автору с написанным - тихо радоваться комментариям или нести в издательство - дело исключительно самого писателя)
Я купила книжку, именно потому, что увидела там настоящесть и искренность)
Можно ссылочку, где автор строит из себя великого писателя - гуру поколения?
О Робски. Должно быть и легкое чтиво, почему бы и не Робски? Легкое, стильное, для отдыха. Пусть коммерческое. Но другого-то нет.
Есть разница, кто пишет книжки-однодневки - сам автор или "группа товарищей"? Вас разве смущает, что ваши любимые духи, к примеру, разливает не сам парфюмер, чье имя на флаконе, а "парфюмерные негры"? Пусть будет и качественная коммерция тоже) Да, эти "опусы", как вы их назвали, и близко не стояли рядом с классиками, но ведь никто и не претендует, да и читатели не рассчитывают найти под обложкой нового Достоевского или Толстого, правда?)
Кстати, вы не написали, что же для вас пример искренности в современной литературе) Сама выводы не могу сделать, так как у нас с вами единственное совпадение - "Анна Каренина", да и то вы ей звезд пожалели)) Льву Толстому за какие грехи три звезды?)


Я тоже, кстати, первую книгу покупала, так что свои пять копеек внесла. Но не осилила.
Ссылку дать не могу, потому как давно не слежу за его деятельностью. Он же не буквально говорит "Я гуру поколения". Это мной ощущается по тем интервью, которые смотрела, когда обсуждают творчество. Помню у Минаева была какая-то передача, и там он беседовал то ли с Быковым, то ли с Прилепиным (боюсь соврать). И что-то такое проскальзывало, как "мы, писатели". Т.е. он себя на одну доску ставит, между тем уровень писательского мастерства несопоставим.
Опять же, поправьте меня, если ошибаюсь, но не припомню, чтобы Минаева награждали какими-то литературными премиями - Русский Букер и др. Это уже не мой субъективный взгляд, а мнение других литераторов, критиков, что говорит об определенном качестве литературы.
Искренность для меня - это Д.Быков (который не может не писать, пишет, как дышит), Прилепин в Обители (его интересовала прежде сего тема, он изучал материалы), Степнова (можно открыть ее любой текст и сразу будет видно, что она писатель)) Улицкая, Водолазкин. Перечислила тех, которых читала. Помимо мысли, которую они хотят донести, еще и литературная составляющая.


Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.(с)

Выходит, Быков и Минаев дышат по разному)) Кстати, Быков для меня, кроме того, что он довольно интересный писатель, еще и пример классного коммерсанта от литературы) О Прилепине - Т. Толстая, кстати, его не считает писателем.
Степнову не знаю, посмотрю, Улицкая нравится, обожаю ее "Даниэль Штайн", но посмотрите отзывы на том же ЛЛ. Да и про нее тоже слышала от авторитетных литературоведов, что, мол, на безрыбье - и Улицкая писатель. Так что, сколько людей, столько и мнений, лучше ориентироваться не на Букеры, а на собственные впечатления от книги)
Еще чуть о Минаеве: я достаточно много смотрела его интервью (где он в качестве интервьюера), он достаточно иронично относится к себе. Сложно оценить, в каком ключе было произнесено это "мы, писатели". Кстати, а как вы судите об авторе, если ничего не прочитали?)) А Ерофеев для вас писатель или нет?)


Так я читала Минаева. Купила когда-то книгу, дошла до середины и поняла, что дальше все - не интересно. Так что преставление имею.
А по поводу Быкова и Минаева. Один из знаменитых художников сказал примерно следующее "художник пишет обычно то, что может продать, а настоящий художник продает то, что пишет". Если заменить художника на писателя, то как раз и получится, что Быков продает то, что пишет. И чего бы ему на этом деньги не зарабатывать. Молодец!
А к Минаеву я индифферентно отношусь. Пусть будет и свою нишу занимает )) Но когда СМИ постоянно муссируют эту тему, приглашают на передачи, он разглагольствует, то предается излишнее значение этим произведениям, которые того не стоят (имхо). Как и оттенки серого. Про оттенки достаточно посмотреть цитаты, все становится ясно.
А я все-таки ориентируюсь на Букеры и другие литературные премии. Это определенный знак качества. Не обязательно, что должно нравится все из награжденного, но почему бы не рассмотреть. Мы же прислушиваемся к советам уважаемых рецензентов на ЛЛ, чье мнение интересно и которые много прочитали. Нормальный процесс ))


Есть разница, кто пишет книжки-однодневки - сам автор или "группа товарищей"?

Для меня есть разница. Если уж писатель, то будь добер сам, а иначе не писатель, а бизнесмен. Лучше меньше, да лучше.
Ничего не имею против развлекательной литературы, она имеет место быть. Но и занимает она немного места в обсуждениях. Вот Донцову часто приглашают на разные передачи. Говорят о доме, собаках, здоровье, женских хитростях, но только не о творческой мысли, не о том, что хотела она сказать тем или иным произведением. Просто нечего обсуждать. А человек она симпатичный.
Льву Толстому пожалела звезд не потому, что он плох. Просто в этом произведении мне ни один из героев не показался близким. Немного отстраненно читала. Тут Льву Толстому со мной не повезло )) Планирую прочитать другие его произведения.


Если уж писатель, то будь добер сам, а иначе не писатель, а бизнесмен. Лучше меньше, да лучше.

Да что ж так категорично-то!)) Есть эксклюзив, есть ширпотреб, не понимаю, почему бы ему не быть. Пока в русском языке нет другого слова для обозначения людей, пишущих не гениальную прозу. Но на пляж я возьму Робски, а не Кафку, потому что, когда читаешь Кафку, никакого моря не надо.
Еще, кстати. Вы слышали, наверное, что даже о Шекспире говорили, что под его именем скрывается группа товарищей? Никто доподлинно знать этого не может, но читаем, восхищаемся)


К сожалению, не знаю какому, я не смогла дочитать его роман. Что со мной не так: за плечами журфак, работа в газетах и на ТВ, и ... не смогла...


Не знаю, просто не ваш автор, наверное)) У меня тоже есть авторы, которые никак не читаются)