red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2015 г. 09:08

493

4.5

Надо же, молодой Артур Кларк был довольно ироничен! По каким-нибудь Фонтанам рая или Свиданию с Рамой это было трудно предположить, настолько его поздние книги стали «твердой НФ». А вот в 1951 году он себе иногда позволял улыбнуться.

Сам формат повествования подразумевает литературную игру. Знаменитый фантаст, никогда не бывавший за пределами Земли, получил возможность слетать в пробном рейсе пассажирского лайнера по линии Земля-Марс-Земля. И столкновение придуманных им самим миров с реальным космосом составляет заметный элемент книги. Космонавты подтрунивают над ним, высмеивают его ошибки (он путает центробежную силу с центростремительной). И что очень любопытно, Кларк проходится по стандартным фантастическим штампам (холодный космос, бравые морские волки-межпланетчики), оказывается, все это было общим местом уже в начале 1950-х!

Марс же Кларка удивительно напомнил мне эту планету в Стажёрах (1962) Стругацких. Те же небольшие островки освоенной территории, те же следопыты, похожая техника, абсолютное незнание того, что лежит вдалеке от баз. Только летающих пиявок не хватало :) Очень любопытно, читали ли братья этот роман Кларка?

Кстати, противостояние Марса и Земли чертовски напоминает Луну - суровую хозяйку (1965) Хайнлайна, в которой роль бунтовщика досталась объекту поближе к Земле.

Книге присуще какое-то трудно уловимое очарование при всей тривиальности сюжета (борьба с природой с непредсказуемыми последствиями). Наверное все дело в том, что характеры Кларку удались, и ворчливые, и юные, и начальники, и ученые. Все как всегда, именно образы решают все.

Комментарии

всегда интересно читать книги одного автора, но написанные в разные периоды творчества.

+1 18.05.15

Согласен, очень интересно видеть изменения.

+1 19.05.15