24 мая 2015 г. 19:36

180

5

"Орланда" - произведение художественное, однако, влияние психоанализа в ней сильно ощутимо.
35-летняя женщина по имени Алина, профессор-литературовед, готовясь к лекции, перечитывает "Орландо" Вирджинии Вулф. С главным героем "Орландо" происходит удивительная метаморфоза: прожив часть жизни мужчиной, он однажды просыпается в теле женщины. Алина ищет трактовку этого классического произведения, и тем временем нечто удивительно происходит с ней самой: помимо ее воли, некая часть ее "я", названная писательницей "Орланда"), переселяется в юношу по имени Люсьен.
В Орланде-Люсьене легко узнать Анимус ("мужскую" часть женской души в психоанализе), хотя Арпман не употребляет в книге это слово. Что придает пикантности повествованию - Орланда меняет пол, но не сексуальные пристрастия. Алина - гетеросексуальная женщина, и Орланде-Люсьену тоже нравятся мужчины. Так что он, помимо прочего, пускается в сексуальные приключения, которых никогда не могла позволить себе Алина.
Что мне отдельно понравилось в этой книге - я получила внятное и непротиворечивое представление, откуда же берется у женщины Анимус, а у мужчины Анима. Раньше я не могла себе это объяснить - ну не верилось мне, что психика человека изначально разделена на "разнополые" части... Как я это поняла из Арпман, конечно, изначально человек целен и в психике любого человека присутствуют качества и склонности и "мужские", и "женские". Однако в процессе гендерной социализации происходит расщепление: те характеристики, которые якобы не подобают женщине, будь то "излишняя" активность, интерес к математике или сексуальная раскованность, подавляются в процессе воспитания, но не уничтожаются полностью, а вытесняются и формируют эту самую "мужскую" часть, менее осознанную (у мужчин, соответственно, наоборот).
В общем, в книге поднимаются важные вопросы гендерной идентичности и гендерной социализации.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!