Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

29 мая 2015 г. 22:52

948

4

Клеопатра - мой кумир с детства. Еще будучи маленькой я восхищалась утонченной египетской царицей, непередаваемо показанной в исполнении Элизабет Тейлор, и, бывало, подражая, могла увлекательно размазывать черные стрелки по глазам маминым брасматиком. Но, скорее всего, в результате, была больше похожа на египетского евнуха, чем на особу царской крови )

Книга поначалу очень нравилась, но как выяснилось - это было просто впечатление, на фоне недавно прочтенного исторического романа, написанного Филиппой Грегори, и оставившего после себя не самое хорошее впечатление (хотя по правде, и не самое плохое).
Яркие описания, живая атмосфера египетского двора, не простые отношения (и диковинные нравы) династии Птоломеев. Карин Эссекс начинает историю Клеопатры с ее раннего детства, с события, которое кардинально поменяло едва начавшуюся привычную жизнь маленькой царевны - смерть ее матери, царицы Трифены. По историческим справкам и особенно по легендам, нам известно, что Клеопатра была поразительно умной владычицей, и описывая период формирования будущей царицы, Карин Эссекс преподносит нам маленькую Клеопатру как, не дать-не взять, ребенка-индиго. Иногда даже до какого-то фантастического предела, как например, присущий Клеопатре талант не обучаясь специально, понимать и разговаривать на нескольких языках и диалектах, распространенных тогда на территории Древнего Египта. И стараясь описать свою героиню как "особенную-приособенную" девочку, Эссекс иногда забывается - то у царевны еще и вещие сны прут, практически превращаясь в видения, то еще какая-то потусторонняя силища вдруг ее освящает. А искусство Клеопатры на аромо-косметическом поприще, Эссекс и вовсе сводит к нулю, лишь упомнив, как Клеопатра брезгливо относилась к духам мачехи и как в юности мимиходом создала собственный аромат духов.

Конечно, главное здесь вовсе не личность Клеопатры-женщины, а Клеопатры-правительницы - больший упор делается на политические отношения Древнего Египта с Римской империей, военные стратегии и власть на египетском престоле. Клеопатра проявляет свой ум и взрослую терпимость с малых лет, не только с интересом углубляется в историю и философию, но и вникает в события своей современности, нередко становясь прекрасным советником своему отцу, Авлету Птоломею XII.

Эссекс интересно обыграла момент, когда римская цивилизация оказала сильное влияние на культуру и религию Египта - в последнем случае, она превратилась практически в синкретизм, когда Клеопатра с одинаковой верой может просить помощи, например, у Афины и почти сразу просить "знака" от Исиды. Хотя и тут Эссекс не может не перегнуть палку, к концу романа напихав упоминаний о греческих богах практически в каждом абзаце.

Все бы хорошо, жаль, книга заканчивается на самом интересном месте, как принято говорить, когда Клеопатра тайно возвращается в Александрию, чтобы увидеться с Цезарем. И не как известно по легенде, переносится в ковре рабом, а своим ходом. А дальше, а дальше? Продолжение следует во второй части "Фараон"