Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2015 г. 15:42

615

4

Не так-то просто определиться с главным пластом повествования данной книги. Сначала кажется, что главное тут – игра на имени Гогена. Действие происходит на Таити, а Таити и Гоген – почти синонимы; главный герой – аферист Кон - изображает из себя новую версию великого художника, и вообще весь остров превращен в своего рода туристически-мошеннический аттракцион – на Таити не осталось ничего подлинного, сплошная кругом имитация – что Гогена, что туземной жизни. Если бы я хорошо понимал, что такое постмодернизм, я бы назвал этот пласт постмодернистским. Центральная фигура на этом уровне – начальник полиции Рикманс, без конца ломающий голову над решением неразрешимой дилеммы: кто же перед ним – гений или мошенник, выдающаяся личность или преступник, да и есть ли вообще разница между гениями, мошенниками и преступниками? Его терзания по этому поводу – один из сильнейших эпизодов книги:

— Нет, вот давай возьмем Гогена. Хулиган, типичный правонарушитель, и сифилитик к тому же… Но куда мы сегодня водим своих детей? В лицей имени Гогена! Да что ж это делается?

Второй пласт – чисто плутовской – сам герой видит себя в роли пикаро – «испанского плута-авантюриста золотого века», ну а мне проще всего увидеть его как вариацию Остапа Бендера. Кон, «который звался вовсе не Кон», выдумывает различные способы отъема денег у населения острова, ну а то, что он при этом еще и художник, так не забудем, что и Остап Бендер был художником, и, в общем, ничуть не менее великим, чем Кон:) Я опасался, что этот пласт станет главенствующим, а все же Ильф и Петров куда изобретательнее в изображении всех этих махинаций. Правда и Гари достаточно оригинален, - если Бендер выдает себя за сына лейтенанта Шмидта, то Кон – за сына летчика, бомбившего Хиросиму. Но все равно – кому по силам сравниться с Остапом? Никому. Однако, слава небу, этот пласт повествования не стал главным, скорее он так и остался «капризом художника», эпизодом из жизни «джентльмена в поисках десятки».

Наконец, третий пласт, который я и рискну назвать ключевым. Это противостояние цивилизации и естественности. Собственно, Кон, как и Гоген, оказался на Таити в поисках рая земного, не изгаженного цивилизацией, прежде всего - в поисках чувственной невинности, не оскверненной понятием греха. Но, если и Гогену это бегство уже не вполне удалось, то после Гогена совершить его стало еще много-много труднее, так как Гоген превратил Таити в факт культуры, «добив» остров.

— Но Полинезия, прошлое, земной рай — это кончено навсегда. Каюк! Невинности больше не осталось на земле! Ей крышка!

Книга однозначно очень интересная, уверен при этом, что по-настоящему оценит ее тот, кто разделяет общее мироощущение Кона, то есть никак не я:)

Комментарии


Чувствую, долгое время я недооценивала Гари... В твоём описании это почти прелесть что такое;) И "Голубчик" мне понравился:)


Мне поначалу пришлось туговато, больно все же не мой типаж, но когда книга стоит того, она все прошибет:)


Неужели не автобиография?


Гогена? Гари? Кона?


Читал две книги Гари и обе были элементами его биографии с ним самим в главной роли


А, понятно. Да, у него вроде бурная была жизнь. Но подробности мне неизвестны, да и книга эта первая, какую я у него читал.


Прикольный был чувак


Похоже на то:)


У меня уже скопилась стопочка непрочитанных книг Гари, похоже, пока за него браться.)


Я, кстати, полагаю, что ты, возможно, и выше оценишь, хотя уже и давно бросил попытки понять, что и на кого может вдруг произвести впечатление:)


Не знаю.) Я люблю Гогена, а у Гари читала только два романа.)


Только два - это только на один больше, чем я:)


А как случилось, что ты решил прочитать именно этот роман?)


Сначала посоветовали Гари, я купил две книжки, они довольно долго лежали, откровенно говоря, взялся я чисто по случаю, искал, что почитать, и тут книга буквально подвернулась под руку. Бедные писатели - по каким только странным причинам ни читают их книги:) Или, что еще хуже - НЕ читают...


Бедные писатели - по каким только странным причинам ни читают их книги:)


Это они еще про книжные игры на ЛЛ не знают.))


Писатели не догадываются о конечной цели всех своих усилий - чтобы читатели смогли играть в книжные игры:)


Они просто играют в собственные игры.)