Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

20 июня 2015 г. 16:02

95

5

Об этой книге так много написано, так много сказано, что, пожалуй, ничего нового уже не добавить. Книга, которая однажды получает такую популярность, с одной стороны похожа на разобранный часовой механизм (ее проанализировали вдоль и поперек, раскритиковали, разобрали на абзацы, предложения, кусочки мыслей и слов), с другой – она похожа на картину в музее. Вы подходите, бросаете только мимолетный взгляд, но уже этого достаточно, чтобы узнать. Ее вознесли и низвергли не единожды, и вы имеете уникальную возможность увидеть своими глазами эту маленькую знаменитость. Лично я никогда не читала Уэльбека, и теперь могу, наконец, оценить творчество самого известного и самого спорного французского писателя современности.

Дальше...


Конечно, нет смысла писать о сюжете. Когда речь идет о книге, которую прочел каждый второй книгочей, это излишне. А если кто-то еще не прочел, но неизбежно наталкивался как минимум на дюжину рецензий, которые так или иначе познакомили с сюжетом романа. Поэтому я сразу перейду к собственным впечатлениям. Субъективным и пространным.

«Никогда, ни в одну эпоху, ни в одной цивилизации никто так долго, так постоянно не думал о своем возрасте; сейчас в уме каждого ясна простоя перспектива будущего: придет час, когда сумма физических радостей, которые ему уготованы в жизни, станет меньше, чем сумма ожидающих его страданий…». Приведя столь неоднозначное суждение, Уэльбек говорит, что мысль о самоубийстве естественна и логична. Если мы все смертны, зачем ждать своего часа, когда можно выбрать этот час самому? В какой-то момент, мне показалось, что роман Уэльбека это сплошная череда смертей. Закат Европы по Уэльбеку выразился в цепочке похорон. Сначала со страниц романа исчезают женщины (каждый уход – отдельная глава, отдельные мысли, утрата и опустошенность), потом мужчины (тихо, незаметно, как будто их и не было), а потом и вся цивилизация. Смерть в «Элементарных частицах» в 9 случаев из 10 добровольный акт. Обреченность и безвыходность для героев столь очевидна, что у них даже не остается сил на скорбь. А если и остается, но скорбь эта трансформируется во что-то странное и противоестественное. Спокойствие. Равнодушие. Толчок для движения вперед. Или напротив – саморазрушение вплоть до психического расстройства. И показывая диаметрально противоположенные реакции двух главных героев, двух обывателей современной цивилизации, показывая конец их жизни, писатель словно погружает читателя в безысходность. Мы вымирающий вид, который скоро исчезнет. И ни сексуальная свобода, ни торжество разума, ничто не сможет вытащить человечество из этой пучины биологической катастрофы. Нас даже не придется истреблять, человечество успешно справляется с программой саморазрушения самостоятельно. В лучших традициях Шпенглера, только на новый лад массовой культуры.

Элементарные частицы Уэльбека – его ограниченные герои, запрограммированные на несчастья и потери, движутся в броуновском движении современной цивилизации. И кажется идеи автора бесспорны, кажется, не к чему придраться. Все выводы к которым он подводит, лежат на поверхности. Но именно поэтому меня и не оставляло чувство, что мной манипулируют. Моими симпатиями и антипатиями, моим принятием и отторжением. А научные термины, философские изыски, эпатажные описания группового секса, апелляции к биографам – все это лишь инструменты в руках умелого манипулятора. Уэльбек взял на себя скромную роль бога и судьи. И его книга, безусловно, не может оставить равнодушным. Но подцепит ли он вас на этот философский крючок? Согласитесь, ли вы с его концепцией вымирания человеческой расы? И сможете ли вы заразиться этой равнодушно-отстраненной позицией мизантропа? Оставим эти вопросы открытыми.

это рецензия из моего жж