Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июня 2015 г. 15:28

516

3

Не перестаю удивляться тому, насколько всё-таки издательства не умеют (не хотят?) правильно позиционировать книги. Ну ладно ещё, когда аннотация так и пестрит характеристиками в духе "умопомрачительный роман", "изумительный стиль", "потрясающая история", сравнениями с бессмертной классикой или бестселлерами и прочими завлекалками - снижаем градус восторга ровно на половину и принимаем решение. Но зачем же писать то, что вообще реалиям не соответствует?..

Обещанная "смелая критика современной литературы" оказывается рассуждениями о месте писателя в мире, писательском деле, издательском бизнесе, предпочтениях читателей и вообще о вещах, имеющих весьма слабое отношение к книжному миру. Рассуждения имеют форму коротеньких эссе, щедро сдобренных цитатами, примерами из жизни ("Как-то я встретилась с одной американской писательницей...") и юмором, который порой отчего-то производит впечатление нарочитости и искусственности. "Сморщив губки, Джоан перебирала пальцами книжки на стендах, будто лифчики и комбинашки в «Виктория Сикрет»". Или вот ещё: "Мне снилось, будто я — Хорхе Луис Борхес, чудесным образом воскресший и сделавшийся зрячим; и вдруг он, шлепнув себя ладонью по лбу, превращается в Паоло Коэльо. Как правило, сны мне снятся кошмарные". Все эти бойкие шутки смотрятся живо ровно до того момента, пока одна не начинает накладываться на другую создавая иллюзию непрекращающегося хохмачества.

Дубравке Угрешич, хорватской эмигрантской писательнице, в уме и наблюдательности не откажешь - она метко подметила многие современные тенденции книжного мира, который уже успел превратиться в бизнес, писательства, которое утратило былой блеск и стало занятием для всех и каждого, наконец, изменения в самом образе писателя, который из нудного трудяги за письменным столом (как правило) перевоплотился в модную медийную фигуру. Так что я согласна со многими замечаниями Угрешич. Вот только чтобы осознавать всё это, отнюдь не обязательно читать её книгу - достаточно просто быть более или менее начитанным человеком, следящим за околокнижными событиями. Отсюда и претензия к книге - ничего нового. Имеет ли смысл писать книгу только для того, чтобы констатировать всем известные вещи? Не уверена. Пожалуй, только одно наблюдение показалось мне свежим и оригинальным (уж не знаю, насколько оно таковым является) - сравнение современной массовой литературы с соцреализмом. А ведь действительно, параллелей наберётся немало - позитивный характер и обязательный хэппи-энд, положительный герой, часто производственные проблемы и т.д.

Вообще, писать о своих коллегах по цеху чрезвычайно сложно - можно с лёгкостью скатиться к злобному пасквилю и предстать этаким завистливым неудачником, если насмехаешься над авторами бестселлеров, или высокомерной стервой, если стебёшься над менее успешными собратьями. Можно, конечно, критиковать рассудительно и по делу, не забывая о нормах вежливости. Но право слово, кто это будет читать? Стайка зануд-интеллектуалов? Так что, уважаемая автор, как бы вы не критиковали законы рынка, а подчиняетесь им ничуть не меньше, чем те, кого вы высмеиваете. И со стороны это смотрится смешно, нелепо и как-то даже беспомощно. Всё это, впрочем, касается только первой половины книги, потому что вторая её часть посвящена не столько писателям и их проблемам, сколько бывшей Югославии и эмигрантам - тема, однозначно очень важная и в общем насущная для автора, но имеющая весьма относительное отношение к тому, что было заявлено в начале.

Я не буду столь же категоричной, как автор. Эта книга - не из тех, которые "читать не надо", всего-навсего необязательно.

Комментарии


Но зачем же писать то, что вообще реалиям не соответствует?..

но вы же, например, прочитали


Я бы прочитала и в том случае, если бы правду написали. Возможно, тогда и оценка была бы выше.


Выше оценка из-за писульки издательства? Несправедливо


Нет, из-за оправдавшихся ожиданий.
Писать чепуху в аннотациях тоже, кстати, несправедливо. Равно как и отходить от первоначально заявленной темы. Так что, в конечном счёте, дело не столько в издательстве, сколько в авторе.


Именно бессистемные движения являли миру концептуальные открытия


Если мы говорим о науке - бесспорно. Но что-то я сомневаюсь в возможности совершить концептуальное открытие в подобном формате.


Не автор, так читатель


Так кто-то, может, и совершит.


Я у Урешич читала "Форсирование романа-реки", не помню какая была анотация, но оценка книги соотвествовала твоей. То есть - читать можно, но не зацепило. )


Эта книга пока ещё висит в моих планах, хотя теперь и с большими сомнениями. :)