Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июля 2015 г. 16:47

770

4

Очень необычный и яркий роман об атмосфере 1937 года.

Начало книги, впрочем, может создать ложное впечатление о всём характере повествования. Читаешь первые страницы, и поневоле можешь подумать, что это что-то похожее на гранинского "Зубра" - так обстоятельно описывается Алма-Ата, личность и архитектурные воплощения Зенкова. И только потом на первый план, наконец, выходят музей, древности, научные (и псевдонаучные) сотрудники и та самая страшная эпоха.

Историк Зыбин рассказывает о своей работе в Алма-Атинском музее, о тех древностях, хранителем которых он является. И медленно, очень медленно в его повествование вползает ощущение времени - когда каждый твой шаг может привести тебя к смертельной опасности, когда за тобой бдительно следят вездесущие Органы (очень похоже на постепенно осознание медленно поглощающей тебя тяжёлой болезни). Зыбин является вроде бы как убеждённым сторонником марксизма-ленинизма, но постепенно он начинает понимать, что не всё правильно в отечестве, где арестовывают по подозрениям или совершенно неправдоподобным обвинениям, где подозреваемые охотно признаются в совершённых ими преступлениях и торопятся как можно скорее выдать своих подельников.

Это и мешает Зыбину быть полностью осторожным в своих действиях и поступках. Или всё-таки это его натура такая - во имя исторической справедливости отстаивать право портретов социалистических передовиков висеть на своих местах, пусть даже среди них могут быть потенциальные (не объявленные органами) враги народа? Или даже не ради исторической, а прочто человеческой справедливости сблизиться, поддержать Корнилова, который тоже оказался под пристальным оком ЧК?

Ответы на эти вопросы даются в следующем романе Домбровского "Факультет ненужных вещей".

Комментарии


Я как-то пропустила эту книгу, вернее не знала о ней. "Факультет" мне понравился.